Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

24.09.2021 08:55 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

На михалковском погосте нашли исторический памятник 1829 года

Автор: Н. ФРОЛОВ

Одним из экзотических и даже загадочных мест Камешковского района является бывшее село Михалково в пределах нынешнего Второвского поселения.

Сейчас это погост неподалеку от деревни Нестерково рядом с СНТ «Агрохимик», где среди березовых и липовых зарослей высится заброшенная Воскресенская церковь, над трехъярусной колокольней которой до сих пор чудом уцелел покосившийся шпиль. С конца XV столетия и вплоть до 1917 года Михалково являлось имением и резиденцией семейства Карякиных — знатного дворянского рода, представители которого более четырех веков служили России, причем по большей части на ратном поприще. В разгар революционных потрясений карякинская усадьба была разграблена, растащили всю обстановку — мебель, люстры, бронзовые подсвечники, часы, скульптуры. Самое печальное, что погибли собиравшаяся несколькими поколениями владельцев огромная библиотека и ценнейший архив, а также летопись города Коврова, которую несколько десятилетий вел настоятель ковровского Христорождественского собора, родственник Карякиных иерей Сила Архангельский. Уничтожили также собрание фамильных портретов. На руинах разоренного «дворянского гнезда» устроили колхоз «Заря свободы», однако от него в итоге не осталось и следа.

Церковь, закрытая в 1930-е годы и лишь по стечению обстоятельств не снесенная до основания (хотя попытки были, и очень серьезные), была построена в 1815-1826 гг. на средства прихожан и, в первую очередь, тогдашнего владельца михалковской усадьбы отставного майора Гавриила Николаевича Карякина. Он родился в 1787 году в Михалково, служил офицером сначала в пехоте, а потом — в кавалерии. В составе Старо-

оскольского пехотного полка в 1806-1807 гг. Г. Н. Карякин воевал с французами в Пруссии, потом в 1808-1811 гг. сражался с турками, а далее уже в качестве поручика Чугуевского уланского полка в 1813-1814 гг. участвовал в заграничном походе русской армии в Германию и во Францию, бился при Бауцене, Дрездене и Лейпциге, получил четыре сабельных раны, брал Париж. В 1815 году он вышел в отставку «за ранами» майором с мундиром и двумя почетными боевыми орденами — Анной на шее и Владимирским крестом с бантом, вернулся в Михалково и начал строить каменный Воскресенский храм вместо прежнего деревянного. Майор Гавриил Карякин умер в начале 1830-х гг., не дожив и до 45-летнего возраста: сказались последствия многочисленных ран и годы лишений военной службы.

Последним владельцем усадьбы в Михалково был внук героя-майора статский советник Валериан Михайлович Карякин, погибший в начале Гражданской войны.

От когда-то великолепной усадьбы остались лишь старые липы — те, что не упали от старости и которые не спилили на дрова. Направления аллей прослеживаются уже с трудом, от многих деревьев, посаженных еще при отце майора Гавриила Карякина бывшем начальнике полиции Владимирского уезда в царствование Екатерины II Николае Сергеевиче Карякине, остались лишь пеньки и обломки когда-то мощных липовых стволов. От пруда, беседок, скамеек и прочих барских затей не осталось даже воспоминаний.

Когда-то при Воскресенском храме находился семейный некрополь Карякиных. Однако хозяйственные колхозники давно приспособили массивные белокаменные и гранитные надгробия под фундаменты сельских построек, поэтому большая часть старых памятников, представлявших немалый интерес с исторической точки зрения, тоже утрачены безвозвратно. Единственным случайно уцелевшим надгробием представителя семейства Карякиных является памятник Веры Николаевны Хопылевой, выполненный из серого гранита в форме стилизованной погребальной урны, ему уже 190 лет.

Как удалось установить, Вера была младшей дочерью уже упоминаемого выше Николая Сергеевича Карякина, в молодости служившего в лейб-гвардии Преображенского полка, от его второго брака с Натальей Гаврииловной Тюменевой. Вера Карякина родилась 16 июня 1800 года в Михалково. К началу 1820-х гг. мать выдала ее замуж за отставного поручика Сергея Федоровича Хопылева из старинного рода помещиков Любимского уезда Ярославской губернии. Когда-то им принадлежало село Хопылево нынешнего Рыбинского района Ярославской области, в храме которого был крещен будущий знаменитый флотоводец адмирал Федор Федорович Ушаков.

Отец жениха майор Федор Маркович Хопылев после выхода в отставку из армии служил дворянским заседателем Любимского уездного суда. В июне 1798 года он находился «среди благородных дворян Ярославской губернии, прибывших на встречу с Его Величеством Императором Павлом I в губернский город Ярославль». Его старший сын поручик Сергей, покинув ратное поприще, тоже служил по выборам дворянства и получил гражданский чин титулярного советника, равный армейскому капитану. Его супруга Вера Николаевна Хопылева, урожденная Карякина, скончалась 11 июня 1829 года, не дожив до своего 29-летия (вероятно, от последствий неудачных родов) и была похоронена на родовом михалковском погосте.

Надпись на памятнике, которую для того, чтобы разобрать, пришлось сначала очистить, гласит: «Под сим камнем положено тело титулярной советницы Веры Николаевны Хопылевой, родившейся 1800 года июня 16 числа, жизни ее было 28 лет, скончалась 1829 года 11 числа июня».

Так как памятник для молодой женщины по моде того времени выполнили в виде конического основания с кубическим завершением, то подобная конструкция по своей форме никак не подходила в качестве камня под фундамент. Видимо, поэтому вандалы, осквернившие и разорившие некрополь в бывшем селе Михалкове, памятник В. Н. Хопылевой оставили в покое. Лишь сдвинули с места и повалили на землю. И хотя позже надгробие пытались разбить, твердый гранит не поддался, и оббитыми оказались лишь его углы. Так или иначе, сегодня это единственное зримое напоминание о навсегда сгинувшем карякинском некрополе.

Впрочем, неподалеку от памятника В. Н. Хопылевой находится еще один массивный гранитный памятник. Он тоже повален, причем надписью, где указаны фамилия и имя погребенного, вниз. Не исключено, что это тоже надгробие кого-то из Карякиных, но для того, чтобы понять, чей это памятник, его необходимо поднять. А вес у него в несколько центнеров. На открытой же ныне стороне видна лишь эпитафия в виде шестой заповеди блаженства: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» — это одна из заповедей Иисуса Христа, произнесенная им во время Нагорной проповеди.

Очевидно, исторические надгробия обязательно надо привести в порядок, как и всю территорию михалковского погоста. А история этого уникального места заслуживает отдельной книги, которая, возможно, скоро появится.

44