Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

02.07.2021 09:32 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Чайковский последний раз в жизни собирал грибы в Камешковском районе

Автор: Н. ФРОЛОВ

Петр Ильич Чайковский в усадьбе

Очень часто великие ученые, знаменитые писатели, прославленные на весь мир композиторы, несмотря на всю свою огромную занятость, имели какое-либо хобби, увлечение, благодаря которому они отдыхали и восстанавливались для новых свершений в главной сфере своей жизни.

Так, к примеру, классик отечественной литературы Николай Гоголь любил вышивать и кроить женские платья — для своих сестер. Легендарный химик Дмитрий Менделеев в свободное от занятий любимой наукой время мастерил… чемоданы, пользовавшиеся большим спросом, причем высокое качество менделеевских чемоданов не в последнюю очередь обеспечивалось особо качественным клеем — эксклюзивной разработкой ученого. Так что без химии и тут не обошлось. Императрица Екатерина II была способна забыть самые важные государственные дела и парадные приемы ради осмотра новых камей — эти резные полудрагоценные камни с выпуклым рельефным изображением она увлеченно собирала и могла разглядывать часами до самозабвения. А вот любимым увлечением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского были походы по грибы. «Тихая охота» являлась настоящей отрадой для души и тела маэстро. Причем волею судеб в последний раз «оторвался» на сборе грибов Чайковский в наших камешковских лесах!

Грибами П.И. Чайковский увлекался всю жизнь. Еще во второй половине 1860-х гг. молодой отставной чиновник-правовед и начинающий композитор Петр Чайковский три лета кряду отдыхал в эстонском городке Гапсала, в окрестностях которого увлеченно ходил по грибы и даже учил знакомую барышню Веру Давыдову отличать съедобные экземпляры от поганок. Именно тогда он высказал Вере Васильевне свой взгляд на это свое увлечение:

«Согласитесь, что минута, когда видишь и срываешь хороший коренастый белый гриб, очаровательна, — говорил Чайковский. — Это похоже на ощущение любителя карточной игры, когда ему сдадут козырей».

Дочь известного музыканта и музыкального критика профессора консерватории Николая Дмитриевича Кашкина Софья Николаевна Кашкина, супруга строителя Транссибирской магистрали Дмитрия Классовича Нюберга, убитого террористами-эсерами в 1907 году, так вспоминала о П. И. Чайковском:

«Когда мой отец гостил у Петра Ильича в Клину или во Фроловском, то они всегда делали большие прогулки пешком; особенно же любил Чайковский ходить за грибами. Клинские ребята хорошо знали часы его прогулок и караулили его выход, так как он всегда давал им лакомства или деньги. Как-то раз, заметив, что у него ничего нет для раздачи, он попросил отца идти в лес одного, обещая присоединиться, пройдя задворками. Но никакие уловки не помогли: увидев выходящего отца, ребята отгадали план Петра Ильича, устроили форменную облаву и с торжеством его выловили. Пришлось прибегнуть к кошельку отца, чтобы уплатить обычную контрибуцию. Когда вошли в лес, то Николай Дмитриевич, который был мастер собирать грибы, скоро стал находить белые, а Чайковский стал сердиться, что он у него из-под носа забирает его грибы. «Нет, давай разойдемся, а то ты опять выхватишь»,- сказал он с досадой. Разошлись на некоторое расстояние, но вдруг отец услыхал страшный крик Чайковского; отец мой кинулся к нему, крик усилился, а подбегая, отец увидел, что Чайковский упал плашмя на землю, распростерши руки, с криком: «Мои, мои, все мои! Не подходи, не смей брать». Оказывается, Чайковский напал сразу на целую семью белых грибов и закричал от восторга. Увидя же, что Николай Дмитриевич подходит, он упал на землю, чтобы закрыть свои грибы собственным телом и руками. Об этой комичной сцене отец никогда не мог вспоминать без смеха; забавнее всего было то, что Чайковский все это проделывал с искренним увлечением и совершенно всерьез».

В 1893-м — последнем году жизни Петра Ильича Чайковского — его младший брат Анатолий Ильич Чайковский, высокопоставленный чиновник, служивший с 1892 года нижегородским вице-губернатором (позже он стал сенатором и достиг чина тайного советника, равного армейскому генерал-лейтенанту) гостил в имении своего светского знакомого действительного статского советника светлейшего князя Николая Ильича Грузинского. Н. И. Грузинский был внуком последнего царя Грузии Георгия XII и бывшего владимирского губернского предводителя дворянства. Имение его — село Михайловское на Клязьме — нынешний поселок санатория имени Ленина Камешковского района, князь получил в приданое за супругой Марией Михайловной, урожденной Катениной.

А.И. Чайковскому, его жене Прасковье Владимировне и их дочери 10-летней Татьяне в Михайловском очень понравилось. Гувернантка Тани Чайковской мисс Эми 8 августа 1893 года писала из Михайловского в Петербург своей подруге:

«… Благодаря соседству Грузинских, лето прошло довольно приятно – Таня нашла себе подружку в самой из младших княгинь, Stasie, ей 13 лет. Маленькая девочка очень умна – прелестно говорит по-французски (с самого детства обучалась в Париже). Она и Таня большие подруги, и это знакомство во всех отношениях очень хорошо повлияло на Таню. Княгиня-мать очаровательная и добрая – мы видимся каждый день, беспрерывно. Наш дом лежит в нескольких шагах от их дома. Князь замечательный, и даёт много внимания».

Анатолий Ильич писал из Михайловского своему знаменитому брату-композитору:

«Я здесь с 4 июля и в полном восторге. Право, кажется, лучшей резиденции для лета нет. Чудесная Клязьма, лес, самый домик наш уютен и мил благодаря цветам и зелени, в которой он утопает…»

В итоге он убедил Петра Ильича хотя бы ненадолго присоединиться к его семейству в Михайловском. И в начале сентября, в самую грибную пору, П.И. Чайковский выехал из Москвы в Михайловское. Биограф композитора, его другой младший брат Модест Чайковский (кстати, близнец Анатолия) так писал о том времени:

«Мы расстались с ним в первых числах сентября. Он [то есть Петр Ильич] отправился в село Михайловское по Нижегородской железной дороге, где проводила лето и осень семья Анатолия. Единственное письмо оттуда свидетельствует, что хорошее настроение продолжалось и там».

12 сентября 1893 года Петр Ильич Чайковский писал брату Модесту из Михайловского:

«Ну, Модя, что за прелесть Михайловское! Невозможно описать, до чего здесь хорошо. Я тем более восхищен, что никто из них в письмах особенно не восхищался, и я никак не ожидал попасть в подобие рая! Все чрезвычайно удачно и приятно. Семья Грузинских очень симпатичная... В довершение всего эта удивительная, божественная погода! Я весь день брожу по лесам и грибов приношу немало. В пятницу утром я еду в Москву».

Известно, что средняя температура того сентября составила плюс 16 с половиной градусов Цельсия — то есть первый осенний месяц выдался на редкость погожим.

Походы по грибы в Михайловском в сентябре 1893-го оказались для П.И. Чайковского последними в его жизни. В октябре того же года он скоропостижно скончался в Москве от холеры…

1302