Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

01.10.2021 10:09 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Парижанка Элен Гертик и ее предки с берегов Клязьмы

Автор: Н. ФРОЛОВ

Недавно одно из московских издательств выпустило красочную книжку для детей с немудреным названием «В деревне».

Она призвана познакомить подрастающее поколение, по преимуществу обитателей городов, с различными реалиями сельской жизни. И, прежде всего, со всевозможными домашними животными — ближайшими друзьями и помощниками человека: коровами, лошадями, овцами, собаками, утками, курами, гусями, индюками. Разумеется, успех подобной книги в значительной степени зависит от мастерства художника-иллюстратора, который должен показать деревенскую живность милой и симпатичной, не в ущерб реалистичности рисунка. Подобная непростая задача вполне удалась автору иллюстраций данной новинки российского книжного рынка. Этот талантливый художник — Элен Гертик, легендарный французский иллюстратор. Причем свои маленькие шедевры она создавала еще в 20-е и 30-е годы прошлого века, но книги с ее рисунками, в том числе и «В деревне», впервые увидевшая свет в парижском издательстве «Фламмарион» в 1932-м, пользуются популярностью и переиздаются до сих пор в разных странах Европы. Теперь пришла очередь России. И это тем более символично, что Элен Гертик по рождению — россиянка, а ее отец, дед и прадед были жителями нашего края.

Управляющий казенными селениями — герой войны 1812 года

Елена Павловна Гертик — так ее звали с рождения, принадлежала к потомственному дворянству Владимирской губернии. Еще в 1829 году в дворянскую родословную книгу Владимирской губернии был внесен отставной подполковник и кавалер российской армии Иван Христофорович Гертик, выходец из шляхетства Виленского воеводства бывшей Речи Посполитой, сын капитана армии последнего польского короля Станислава II Августа Понятовского. Потомок польско-литовского дворянского рода исторического герба Гржимала, ветеран Отечественной войны 1812 года, подполковник И.Х. Гертик был назначен в Ковровский уезд окружным начальником государственных имуществ. Он управлял казенными (бывшими монастырскими) селениями, которых в тогдашней Ковровской округе было немало. К их числу, к примеру, относились села Усолье, Ряхово и Филяндино с окрестными деревнями, приходы Староникольского и Веретьевского погостов, а также село Плесец на реке Уводи, приход которого находился в пределах нынешних Ковровского и Камешковского районов. А еще село Троице-Никольское близ Коврова, село Хорятино в нынешнем Клязьминском поселении. Так что Иван Гертик ведал десятками селений, где проживали более 15 тысяч человек.

Эту хлопотливую должность он занимал до середины 1840-х годов. В нашем крае вырос его сын Константин Иванович Гертик, который, как и его отец, избрал военную карьеру и дослужился до чина генерал-майора. Сын генерала и внук бравого подполковника Павел Константинович Гертик намеревался стать юристом и в 1875 году окончил Императорское училище правоведения с чином губернского секретаря, однако вместо сюртука юриста надел

военный мундир. Тогда грянула русско-турецкая война, и Павел Гертик поступил корнетом в лейб-гвардии Уланский Ее Величества полк, в составе которого участвовал в боевых действиях против турок.

После заключения мира Гертик поступил на службу в полицию, где «вырос» до генеральского чина действительного статского советника. Он занимал руководящие должности в полицейском аппарате различных губерний, в том числе в Петербурге, а закончил карьеру полицмейстером в Риге. При этом он не забывал своих ковровских корней и даже в 1890 году подал прошение во Владимирское дворянское депутатское собрание о внесении во владимирскую губернскую дворянскую родословную книгу своего старшего сына Константина, который и был официально признан владимирским дворянином. После революции 1917 года Гертик эмигрировал и окончил свои дни в Югославии. Там он скончался в 1925 году в городке Вршац, что ныне находится в пределах Сербии.

Алена стала Элен

Дочь Павла Константиновича Гертик и его жены Ольги Павловны Елена Павловна Гертик родилась в 1897 году. В юности Алена, как называли девушку в семье, обучалась в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, расположенной на Большой Морской улице. Директором школы был Николай Рерих, и состав преподавателей подобрался под стать: искусствовед и поэт Сергей Маковский, блистательный художник, иллюстратор и театральный оформитель Иван Билибин, художник и педагог Дмитрий Кардовский — кстати, выпускник Владимирской губернской гимназии и будущий четырежды лауреат Сталинских премий академик-архитектор Алексей Щусев.

После революции 1917 года и начала Гражданской войны семейство Гертик оказалось на юге России. Там в 1918-1919 годах в находившейся под контролем Белой армии Ялте Елена Гертик дебютировала в качестве самостоятельной художницы на выставках «Искусство в Крыму». После разгрома белых Гертики эмигрировали в Константинополь. Елена с братом Владимиром оттуда перебрались в столицу Франции Париж (Владимир Гертик сменил имя и фамилию на Поль Люссон, занимаясь живописью, графикой и дизайном). Там Е. Гертик поселилась в богемном квартале Монпарнас в южной части города на левом берегу Сены. С начала XX века именно туда приезжали писатели, скульпторы, художники, поэты и музыканты со всего мира. Там барышня Гертик вошла в круг художников-эмигрантов из Советской России, дружила с Еленой Бенуа и Федором Рожанковым. Особенно сильно Елена Павловна подружилась с баронессой Юлией Рейтлингер, будущей монахиней Иоанной, получившей известность в качестве художника-иконописца.

В Париже Элен Гертик занималась художественной росписью платков и шарфов для Дома моды знаменитой Коко Шанель, а в начале 1930-х стала сотрудничать с парижским издательством «Flammarion», основанном в 1876 году братом известного астронома и писателя Камиля Фламмариона Эрнестом Фламмарионом. Туда ее пригласила художница Наталья Челпанова-Парэн, дочь профессора Московского университета и выпускница Строгановки, известный график и книжный иллюстратор. Гертик предложили заняться иллюстрированием детских книг, и она с увлечением занялась этой работой. В течение четырех с небольшим лет Элен создала сотни иллюстраций для целой книжной серии для малышей «Père Castor» («Папаша Бобёр»), а также для детских сказок. Издания этой серии, благодаря рисункам Гертик (с указанием авторства «Helene Guertik»), пользовались огромной популярностью. Кроме того, бывшая потомственная владимирская дворянка выполнила несколько книжек-раскрасок для совсем маленьких, а также оформляла книжные обложки и плакаты.

Искусствоведы утверждают, что Элен Гертик вместе с Натальей Челпановой-Парэн определили стиль французской детской иллюстрации 1930-х годов. Примечательный факт: в 1934 году созданную Э. Гертик и Н. Парэн 24-страничную книжку «Вырезалки» «Детское государственное издательство» («Дегтгиз») в Москве напечатало аж 100-тысячным тиражом! Так как авторы этой книжицы числились белоэмигрантками, подобное издание было крайне опасным шагом для коллектива «Детгиза». Кстати, всего три года спустя, в печально памятном 1937 году руководители и большинство сотрудников этого издательства в разгар политических репрессий были арестованы, осуждены по надуманным обвинениям и расстреляны.

37-й год оказался роковым и для Элен Гертик, хотя в Париже она оставалась вне досягаемости сотрудников НКВД. 2 апреля 1937 года художница трагически погибла во французской столице. Причины ее смерти до конца неизвестны. Ей было всего 39 лет. Книги с иллюстрациями Елены Павловны Гертик до сих пор издаются по всему миру. Теперь они появляются и на ее родине...

39