Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

22.01.2021 08:35 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Фамильное кольцо с изумрудом

Автор: Н. ФРОЛОВ

Несколько лет назад в одном из небольших городков Владимирской губернии довелось пообщаться с пожилой женщиной — потомком старинного дворянского рода.

В СССР про таких говорили «из бывших». У нее дома уцелел целый музей из фарфоровых безделушек, фотографий, книг и прочих раритетов вековой давности. Сохранилась даже фамильная печатка-перстень. А рядом с ним в коробочке лежало старое кольцо с изумрудом, вдруг напомнившее одну мистическую историю, о которой удалось узнать от знакомого профессора из Москвы. Попытался осторожно расспросить общительную хозяйку о кольце. Но она, сразу сникнув, лишь сказала, что это память о внучке. У нее случилось несчастье, муж погиб, и девушка не выдержала одиночества: «Вот, храню и вспоминаю нашу Светочку. У меня и другая внучка есть, младшая. Она далеко живет, бывает здесь редко. Но ей все и достанется». Эти простые слова поневоле заставили вздрогнуть и вспомнить рассказ столичного историка. Совпадение оказалось удивительным. Неужели это то самое кольцо?...

…У Маши с утра было хорошее настроение. Вчера ее двоюродная бабка, младшая сестра давно почившей родной бабушки, вдруг зазвала молодую родственницу в гости. Тетю Катю, как в семье звали старушку, Маша не любила и даже побаивалась как даму острую на язык, ехидную и недобрую. Среди родни поговаривали, что когда-то Катерина была не такая, но оставшись старой девой, испортилась характером и стала «язвой». С некоторым трепетом войдя в домик тети Кати на тихой улочке их старинного города, Маша не узнала «язву», которая сильно сдала и ходила еле-еле. Тетя Катя приняла ее неожиданно ласково, напоила чаем с вареньем, а потом, выйдя в соседнюю комнату, вернулась с небольшой шкатулкой в руках.

- Ты мне, Маша, как родная внучка, я всегда добра тебе желала и теперь хочу сделать подарок, — с этими словами старушка открыла шкатулку и достала оттуда массивное кольцо старой работы с ярко-зеленым прозрачным камнем. — Это наша фамильная драгоценность, золотое кольцо с изумрудом, мне от тетки досталось, а теперь решила тебе колечко отдать. Носи на счастье!

Растерявшаяся девушка бережно приняла из скрюченных пальцев драгоценность, сразу ощутив, что кольцо действительно очень старое и жутко дорогое. Во все глаза рассматривая неожиданный подарок, она не заметила, что при последних словах тетя Катя как-то странно ухмыльнулась. Хотя, возможно, просто на лицо легла тень от абажура ветхой настольной лампы…

Пять дней спустя Маша решила надеть подарок на день рождения любимого человека. С Лешей они дружили почти два года, и все шло к свадьбе, ждали лишь окончания невестой университета. Обстоятельный, немного флегматичный симпатичный блондин Алексей работал программистом в преуспевающей фирме, и одним своим видом внушал расположение и приятное ощущение надежности. «За ним — как за каменной стеной!» — говорили Маше подруги, вздыхая украдкой. Она души не чаяла в своем избраннике, и тот отвечал ей полной взаимностью.

На «днюхе», как молодежь жаргонно называла то, что когда-то их предки куда более «вкусно» именовали «день варенья», среди друзей и подруг кольцо тети Кати произвело фурор. Его трудно было не заметить, настолько оно отличалось от современных украшений подчас весьма сомнительной пробы. Девчонки ахали, охали и, поборов гордость, просили примерить. Но Маша мерить кольцо не давала. Закатится еще, да и неудобно…

Праздник удался на славу. Когда съели и выпили немало, Маша, наболтавшись со сверстницами, пошла искать своего жениха. На даче Лешиных родителей, где происходило гулянье, был обширный участок с садом и даже с несколькими елями. Спустившись с террасы и завернув наугад за елку, Маша вдруг наткнулась на любимого. Он жадно целовал и обнимал ее подругу Светку. Причем так страстно, что сначала нежелательную свидетельницу даже не заметил.

С того дня жизнь у Маши пошла наперекосяк. С Лешей она рассталась, не сумев простить предательства, и замкнулась в себе. Взяла в универе академический отпуск и проводила дни в одиночестве за книгами. Родители и друзья пыталась ее расшевелить, но потом махнули рукой: время — лучший лекарь!

Так прошло полгода серых безрадостных дней. Потом девушка стала понемногу оживать. Вскоре она случайно познакомилась с хорошим веселым парнем. Звали его Володей, он работал тренером по борьбе, но под расхожий стереотип спортсмена не подходил, удивляя эрудицией. А окончательно покорил девушку искусством игры на фортепиано. Даже уникальному кольцу с изумрудом борец-интеллектуал отдал должное не как куску золота с красивым камешком, а как редкому произведению ювелирного искусства. Вскоре рана, нанесенная изменой Леши, зарубцевалась и, казалось, несостоявшейся прежде свадьбе все-таки быть.

В тот роковой вечер Володя отправился провожать возлюбленную пешком. Идти было недалеко, и когда они почти добрались, то увидели, как несколько подвыпивших парней пристают к молоденькой девушке. Володя, попросив прощения у спутницы, решительно направился к отморозкам.

- Не ходи, — взмолилась Маша, чувствуя недоброе.

- Сейчас их манерам научу, — с улыбкой отмахнулся ее кавалер.

Дальнейшее Маша помнила смутно. Володя раскидал шпану за несколько секунд. Плачущая девушка убежала в одну сторону, ее обидчики — в другую, а молодой человек, вернувшись назад, вдруг пошатнулся и сел прямо на асфальт. Как выяснилось потом, один из подонков успел ткнуть спортсмена заточкой почти в сердце. Его не спасли…

На этот раз Маша сама попала в больницу. Ее больше месяца вытаскивали из сильнейшей депрессии, после чего она вновь осталась со своими книгами и вконец разбитым сердцем.

А еще год спустя, за который пришлось пережить еще одну, хотя и ожидаемую утрату — давно болевшая тетя Катя умерла, в их дом приехал в гости племянник отца Кирилл, приходившийся Маше двоюродным братом. Он был старше на десять лет, жил в Москве, где преподавал историю в престижном вузе и, защитив кандидатскую диссертацию, уже писал докторскую. С ним у девушки было мало общего в силу разницы в возрасте и увлечениях. Но брата она уважала и даже любила, тем более что характер у будущего профессора был легкий, и каждый его редкий визит становился праздником. Слабостью Кирилла являлась история их семьи. Он знал всех предков до десятого колена и даже составил раскидистое генеалогическое древо, в котором и сестренке нашлось подобающее место.

На семейный обед в честь ученого кузена Маша надела кольцо тети Кати. Вроде, как в память о дарительнице, да и себя хотелось хоть чем-то развлечь. Эффект оказался колоссальным. Кирилл, увидев кольцо, просто рот открыл.

- Откуда это у тебя?

- Тетя Катя подарила!

Весь обед гость не сводил глаз с кольца с изумрудом, невпопад поддерживая беседу. А потом попросил Машу пройтись с ним «подышать воздухом» в соседнем скверике.

Там он взволнованно поведал, что подарок тети Кати — Троянский конь, да еще какой! Оказывается, это кольцо известно еще чуть ли не со времен Наполеона и своим обладательницам приносит одни несчастья. Сначала у какой-то очень далекой родственницы, носившей это украшение, жениха убили на дуэли, и девушка на всю жизнь осталась одна. Потом еще при царе кольцо досталось тетке той самой тети Кати, которая в юности потеряла убитого на германской войне жениха, а потом ухаживавшего за ней офицера чекисты поставили к стенке.

Далее пришел черед самой тети Кати. Она знала историю кольца и потому попыталась продать его через скупку. Но несколько дней спустя ее молодой человек, переходя улицу, угодил под грузовик. Катерина бросилась в единственную оставшуюся тогда в городе действующую церковь, и седой батюшка объяснил ей, что от такого кольца-проклятия избавиться путем продажи нельзя. Его можно лишь кому-то подарить, но тогда оно начнет вредить новой хозяйке.

Молодая женщина успела выкупить фамильную драгоценность обратно, но дарить столь дорогую вещь ей было жалко. И ее роман с симпатизировавшим ей инженером окончился его арестом как «врага народа». Катя замуж так и не вышла, постепенно озлившись на весь белый свет. Но кольцо хранила и перед смертью решила «подложить свинью» красивой и откровенно ее нелюбившей внучатой племяннице.

- Это кольцо безбрачия, — горячо объяснял Кирилл обалдевшей от его рассказа Маше. — Его обязательно надо подарить другой женщине, иначе личная жизнь у тебя никогда не сложится!

- Но оно такое дорогое! И так долго хранится в нашей семье, — растерянно пыталась возражать девушка. — И кому его дарить, это же значит принести несчастье?

…Пару месяцев спустя Маша помирилась с Лешей и его супругой, своей прежней лучшей подругой. На совместном ужине, куда несостоявшаяся Лешина невеста пришла с новым парнем, растрогавшись, Маша протянула Светке золотое кольцо с ослепительно красивым изумрудом, сняв его со своего пальца:

- Дарю в знак нашего примирения!

Светлана в восторге обняла «милую Машулю». И в рассеянном неярком свете ресторана никто не заметил, как на Машиных губах скользнула мимолетная улыбка, больше похожая на гримасу…

410