Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

17.04.2020 09:21 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Мой дедушка – участник парада Победы на Красной площади

Автор: Д. ВАЛЯЕВ

Мой дед Валяев Вячеслав Семенович родился 19 апреля 1924 года в д. Дмитриково Ковровского района в большой крестьянской семье, где было десятеро детей.

Вячеслав был самым старшим и рано пошел зарабатывать себе на хлеб. Бездельничать да баловаться было некогда, да и отец не разрешал, работали в семье все. Тогда еще парнишка, Вячеслав Семенович окончил Кругловскую школу, а вскоре началась война. Дедушка попал под Сталинград, принимал участие в великой битве на Волге в составе артиллерийской воинской части, служил связистом. Он прошел всю войну. Воевал на Украине, в Белоруссии, освобождал Крым, Прибалтику. Потом рассказывал: «Сталинград есть Сталинград, о нём вспоминать страшно... Фрицам мы поддали, но и самим пришлось несладко. Сколько раз смерть в глаза заглядывала.... Было это под Оршей. Прервалась связь, вылез из землянки, ничего не видно: земля с небом смешалась, вой снарядов, грохот взрывов, но связь налаживать все-таки надо. Без нее никак... Злость на фашистов страшная, и под этот «оркестр» я из кусочков, на которые была размолочена линия, восстановил связь. Только когда закончился бой, понял, в какой обстановке работал, забыв об опасности».

«...Это была мясорубка живой силы и техники. Сколько погибло товарищей на глазах, а я остался жив. Ранен был под Сталинградом и в Крыму, из бороды с левой стороны вышел осколок, ноги обморожены, на правом легком рубец, в пятках прорывались свищи, ходил на костылях... Моя мать говорила, что я родился в «сорочке», вот и остался живым. Отец мой был на фронте с 41-го и пришел без ноги».

За мужество и отвагу, проявленные в боях, дед награжден многочисленными орденами и медалями — «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», орденом Отечественной войны, юбилейными медалями, Гвардейским значком.

Уже после окончания войны со своей частью принимал участие в военных парадах на Красной площади в Москве в 1945, 1946, 1947, 1948 годах. Самым памятным для дедушки стал, конечно же, парад 1945 года. Вот как он рассказывает о нем в одном из своих писем: «В день Победы мы были где-то в Германии. В конце мая бригада выехала в Москву. Расположились на Хорошевском шоссе, тренировались по ночам. В параде Победы я участвовал в составе 20-й Гвардейской гаубичной артиллерийской Севастопольской ордена Суворова бригады большой мощности имени т. Ворошилова (в составе бригады были штабная батарея и четыре дивизиона). 203-милиметровые гаубицы на гусеничном ходу везли тягачи-трактора. Мы на этих прицепах ехали, сидя на скамейках.

Форма одежды летняя — пилотка, гимнастерка, на правой стороне груди гвардейский знак, слева — медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», из оружия — карабины.

Порядок движения был такой: в 1-м дивизионе возглавляли колонну на легковом автомобиле командир и с ним 3 человека с развернутым знаменем бригады, за ними — 1-я батарея с тягачами, две гаубицы (1-й и 2-й огневые взводы). В таком же порядке шли 2-я и 3-я батареи, за ними 2-й, 3-й, 4-й дивизионы».

В нашем семейном альбоме хранится фотография деда, сделанная в тот памятный день — 23 июня 1945 года — с надписью: «Москва. На память дорогим родителям в день Парада Победы на Красной площади от сына Вячеслава».

Вернувшись с фронта, дедушка работал на фабриках Камешковского района. Он закончил Вязниковский льняной техникум, трудился на руководящих должностях: сначала директором фабрики им. Фрунзе, затем – фабрик «Прогресс», «Организованный труд», имени Красина. Это были годы восстановления народного хозяйства. За свой труд дед награждён орденом «Знак Почета».

Почти десять лет — с 1971-го по 1980-й — он был директором фабрики нашего поселка. Прирожденный организатор, он умело руководил коллективом текстильщиков. Предприятие из невыполняющего государственный план вышло на сверхплановую продукцию. Повысилась производительность труда, увеличилась зарплата рабочих.

Дедушка привлекал к себе людей жизненной энергией, интересом ко всему, что окружает. Он умел быть требовательным и справедливым. Бабушка шутила, что у него нет личной жизни: «Ему хоть раскладушку на фабрике ставь — готов там и ночевать. Беспокойный директор, уважает во всем порядок».

В 1980 году дедушка ушел на пенсию по состоянию здоровья. Сказались военные годы, напряженный труд на фабрике. Но сидеть без дела не мог, занялся пчеловодством. В то же время вел большую общественную работу. Был избран председателем уполномоченных потребительской кооперации Сергеихинского сельпо. До конца дней своих он проявлял заботу о селянах, добивался наведения порядка в торговле. Возглавлял совет ветеранов войны нашего сельского округа, руководил митингами, организовывал встречи ветеранов, был частым гостем в нашей школе. О нем неоднократно писала районная газета «Знамя».

Однажды в деревню Дмитриково пришло письмо с пометкой: «Здесь сведения о воине, погибшем в годы Великой Отечественной войны». В нем было написано: «Низкий поклон вам из Белоруссии. Наш молодежно-поисковый клуб «Русичи», образованный на базе СПТУ-110 города Орши Витебской области, производил раскопки на местах боев в Дубровенском районе и установил: среди погибших — Валяев Вячеслав Семенович из Камешковского района, п/о Круглово, д. Дмитриково. Помогите найти его родственников. С уважением, руководитель клуба Шарай Григорий Степанович». Это письмо нашло моего деда в 1991 году. И выяснилось, что в музее города Орши хранится алюминиевая ложка, найденная при раскопках у одного погибшего солдата, на которой выцарапано «Валяев (возможно, Вапяев или Ватяев) Вячеслав Семенович». Получается, что спустя много лет после войны мой дедушка воскрес из мертвых.

Вот что он написал в ответном письме клубу «Русичи»: «Дубровинщина напичкана взрывоопасным железом и человеческими останками, как никакая другая земля в Белоруссии. Девять месяцев фронт стоял «глухо»: ни туда, ни сюда. И сколько полегло за это время — одному Богу известно. Нас все время бросали на прорыв. Это значит, были постоянно под пулями, под страхом быть убитыми. Меня Бог миловал, но друзей, боевых товарищей полегло много. Вот и в этом случае моя ложка была найдена рядом с погибшим неизвестным солдатом. Таких случаев не счесть». К счастью, мой дедушка живым и здоровым вернулся с фронта.

До конца своих дней он проявлял заботу о нас, своих внуках. В 1996 году, когда дедушки не стало, мне было всего пять лет, но я до сих пор вспоминаю наши с ним поездки в ближайшие города, как он показывал мне пасеку, как дарил сладости и гулял со мной.

(Материал предоставлен советом ветеранов МО Сергеихинское на конкурс «Мы помним, мы гордимся»)

89