Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

17.04.2020 08:32 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Даже в ГУЛАГе не терял присутствия духа

Автор: Н. ФРОЛОВ

Суровой осенью военного 1944 года в церковь села Усолье, тогда одну из немногих действующих в Камешковском районе, был назначен новый настоятель — 56-летний Иван Бакин.

Этот батюшка только что вернулся из одного из сталинских лагерей печально известного ГУЛАГа, где выжил буквально чудом. На первую службу к священнику собралось немало усольцев, по большей части женщин и стариков, так как мужики и молодежь были на фронте. Служил он истово, хотя многолетние лишения оставили неизгладимый след на его лице и фигуре. И только ясный и открытый взгляд хлебнувшего лиха человека невольно заражал окружающих энергией добра и светом веры.

Иван Архипович Бакин родился в июле 1888 года в селе Любец на Клязьме неподалеку от Коврова в крестьянской семье. Однако по материнской линии он имел корни в среде духовенства. Его дед Александр Тимофеевич Парвицкий служил псаломщиком в храме села Новое Заозерье (Русино) близ нынешней границы Камешковского и Ковровского районов. Дочь псаломщика Парвицкого Клавдия Александровна вышла замуж за крестьянина села Любец Архипа Федоровича Бакина. Однако, когда их сыну Ване пришла пора учиться, вспомнив о предках, его решили направить по церковной линии. Так крестьянский сын сначала поступил во Владимирское духовное училище, а потом и во Владимирскую духовную семинарию, куда обычно принимали лишь детей священников и церковников. В 1910 году Иван Бакин окончил семинарию, после чего в 1911-м архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем (Налимовым) был рукоположен в иерея в Староникольский погост Ковровского уезда. Это место он получил как бы «в приданое», женившись на Елизавете Павловне Минорской — дочери прежнего только что умершего настоятеля Староникольского погоста Павла Федоровича Минорского (его надгробие сохранилось там до сих пор). В этом погосте, немалую часть прихожан которого составляли рабочие с расположенной неподалеку фабрики, священник Бакин прослужил два десятка лет, в том числе во время войн и революций. Когда местная советская власть начала гонения на религию, отцу Иоанну, церковь которого находилась рядом с фабричным поселком, пришлось особенно нелегко, и, в конце концов, он покинул Староникольский погост, иначе арест мог стать печальной реальностью.

Новым местом служения иерея Бакина стал поселок Мстера Вязниковского района, прежде бывший центром иконописи, но к тому времени и там безбожники добивались полного закрытия всех храмов. Несмотря на гонения, вокруг отца Иоанна, заслуженно пользовавшегося славой хорошего проповедника, образовалась немалая группа убежденных верующих из числа местных жителей. Видимо, поэтому власти и решили убрать не в меру популярного и твердого в православной вере батюшку.

В октябре 1937 года в разгар массовых репрессий священник был арестован сотрудниками Вязниковского райотдела НКВД и обвинен в контр-

революционной агитации, организации контрреволюционной группы и пораженческой агитации. Несмотря на то, что батюшка на допросах своей вины не признал, уже 15 ноября того же года он был осужден «тройкой» при УНКВД СССР по Ивановской области (тогда большая часть нынешнего 33-го региона входила в состав Ивановской области). Его приговорили к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях и отправили в Коми АССР. Как ему удалось выжить в тайге при скудном питании и тяжелом каторжном труде — неизвестно. После начала Великой Отечественной войны положение зэков стало еще более трудным, так как тяготы военного времени касались всех.

В 1944 году была учреждена Владимирская область и восстановлена Владимирская епархия. По ходатайству епископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) — бывшего священника Судогодского уезда, тоже прошедшего через сталинские лагеря, потерявшего жену и принявшему иноческий постриг, поддержанному патриархом Московским и всея Руси Алексием I — были пересмотрены дела некоторых ранее репрессированных священнослужителей. Тех, кто остался жив к тому времени. В их числе оказался и 62-летний Иван Архипович Бакин. Он был досрочно освобожден, и владыка Онисим направил его служить в село Усолье Камешковского района.

В Усолье он прослужил до сентября 1948 года, после чего был переведен священником в Благовещенский собор Мурома — тогда это был единственный действующий храм в городе. Кстати, до Бакина там священствовал иеромонах Пимен (Извеков) — будущий патриарх Московский и всея Руси. Некоторое время после этого отец Иоанн выполнял обязанности благочинного Курловского района (ныне он слит с Гусевским районом), а потом опять служил в муромском соборе. В июне 1957 года решением Владимирского областного суда И. А. Бакин был реабилитирован.

Митрофорный протоиерей Иван Архипович Бакин скончался 10 апреля 1961 года в Муроме в 72-летнем возрасте. Он прожил долгую достойную жизнь, претерпел множество лишений, никогда не терял присутствия духа и глубокой веры, являя собой пример достойного пастырского служения и нестяжания.

57