Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

10.04.2020 09:49 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

От Ельни до Кенигсберга: боевой путь мастера из Сергеихи

Автор: Н. ФРОЛОВ

В 1950 году на ткацкую фабрику имени Карла Либкнехта в деревню Сергеиха прислали нового мастера — Сергея Андреевича Волкова — молодого специалиста, окончившего Владимирский авиамеханический техникум по специальности «техник-технолог ткацкого оборудования».

Новичок оказался толковым, быстро «вписался» в работу цеха и влился в коллектив. Парень он был скромный и работящий. И не сразу узнали, что новый мастер, несмотря на свою молодость, — герой-фронтовик, прошедший Великую Отечественную с июля 41-го до последнего дня. А воевал он танкистом, причем прошел через все основные сражения — защищал Москву и Сталинград, сражался на Курской дуге. И когда во время одного из праздничных собраний Волков впервые явился при всем параде, то на него заглядывались, примерно, как на фронтовика Володю Шарапова в классическом советском кинофильме «Место встречи изменить нельзя»…

Сергей Волков был призван на службу в РККА в октябре 1940 года — за девять месяцев до начала Великой Отечественной. Направили его в 106-й танковый батальон, дислоцировавшийся в городе Самарканде Узбекской ССР, близ южной границы Советского Союза. В июле 41-го красноармейца Волкова отправили на фронт, где он служил стрелком-радистом на тяжелом танке КВ («Клим Ворошилов»). Воевал на Смоленском направлении. Приходилось отступать. Однако в сентябре 1941-го его полк освободил занятую гитлеровцами Ельню и стал гвардейским. Это была одна из первых побед в Великой Отечественной войне.

В составе теперь уже 14-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва (это официальное название воинской части) Сергей Волков участвовал в битве за Москву, которая завершилась новой победой. Наградой отважному танкисту за эти сражения стала медаль «За отвагу».

После победы под Москвой в 1942 году полк Волкова перебросили под Сталинград. Там в разгар тяжелых оборонительных боев Сергея ранило в ногу осколком немецкого снаряда, и его отправили в тыл на левый берег Волги. Во время переправы катер бомбили самолеты Люфтваффе, однако чудесным образом через стену разрывов суденышко почти невредимым дошло до пункта назначения.

Подлечившись в госпитале, гвардии сержант Волков вернулся в свой полк, который тогда оказался в составе 5-й гвардейской танковой армии, переброшенной в окрестности Курска, где в июле 43-го развернулось грандиозное танковое сражение. Перед боем нашим танкистам не спалось. Сергей Андреевич навсегда запомнил эту ночь. Позже он рассказывал: «Перед сражением моросил дождь, танки поставили по трое, пушка к пушке, накрыли плащ-палаткой. Горела свеча, велась беседа, и вдруг слышим, что кто-то шарит по палатке, а войти не может. Наш механик-водитель Григорий Вишняков крикнул: «Чего шаришь, заходи, или украсть чего хочешь?». Входит военный, на погонах звёзды генерал-лейтенанта, и с ним — два адъютанта. Мы все вскочили. «Сидите, отдыхайте, завтра трудный день. Как настроение? Газеты получаете, письма из дома пишут, табак есть, сыты?» и отправился дальше по полку. Это был командарм Павел Алексеевич Ротмистров».

В сражении под Прохоровкой КВ Волкова чудом уцелел — помогла более толстая, чем у тридцатьчетверок броня. Сергей лично подбил и сжег немецкий тяжелый танк «Тигр». Во всяком случае эта победа была официально зафиксирована. А сколько всего он подбил тогда фрицев — толком никто не считал. За сражение на Курской дуге танкист Волков был награжден орденом Красной Звезды. После боя среди покореженных и сгоревших танков — наших и немецких — Сергей вдруг встретил танкиста с тридцатьчетверки, показавшегося странно знакомым. Это был его родной брат Александр Волков, который тоже воевал в таковых войсках. Братья обнялись, и вновь развели их фронтовые пути-дороги. Но эту нежданную фронтовую встречу они потом вспоминали всю оставшуюся жизнь.

А потом были новые тяжелые бои — на этот раз на Кавказе. Там в одном из сражений гвардии старший сержант Волков подбил 2 танка, пушку, уничтожил 8 блиндажей, 4 пулеметных точки и около 60 гитлеровцев. За этот подвиг его наградили орденом Отечественной войны 2-й степени, а потом еще и медалью «За оборону Кавказа».

Затем началось долгожданное наступление. Волков на своем танке освобождал Украину, Молдавию и Румынию, наступал в Белоруссии, отбивал у врага Борисов, Витебск и Минск. Потом сражался на 1-м Прибалтийском фронте, брал с бою Вильнюс, Каунас и Шауляй в Литве. Там он получил свою вторую медаль «За отвагу».

Последней битвой танкиста стал захват Восточной Пруссии. В это время их полк был уже вооружен новейшими тяжелыми танками ИС («Иосиф Сталин»). В боях за город Эльбинг старший сержант Волков под огнем врага эвакуировал подбитый танк, причем лично уничтожил трех гитлеровцев и обезвредил немецкий дзот. Командир полка представил за этой бой Сергея к награждению орденом Славы 3-й степени.

Последними фронтовыми наградами уже гвардии старшины Волкова стали медали «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией».

9 мая в Восточной Пруссии гвардейцы-танкисты встретили День Победы. А потом едва не поседели от страха… С.А. Волков потом об этом эпизоде с улыбкой вспоминал:

- Всю ночь гуляли, когда узнали о капитуляции Германии. Спать легли под утро в немецком доме. Спим и вдруг слышим: по ступенькам шаги как будто кованного немецкого сапога. А под рукой никакого оружия нет, расслабились. Многие подумали: «Всю войну прошли, каждый день смотрели смерти в глаза и вот так нелепо погибнуть в первый день мира». Лежим, переглядываемся, и вдруг входит …поросёнок. Вот смеху-то было!

После демобилизации Сергей связал свою жизнь с текстильной промышленностью. На фабрике им. К. Либкнехта в Сергеихе он прошел путь от мастера смены до старшего мастера и главного инженера предприятия. Через несколько лет его назначили заведующим промышленным отделом Камешковского райкома КПСС. На этом достаточно высоком руководящем посту Сергей Андреевич курировал работу и развитие всех промышленных предприятий Камешковского района. Однако большим начальником танкист все же не стал. Партийной номенклатуре он предпочел производство и вновь вернулся на фабрику главным инженером. В сентябре 1970-го в связи с 50-летием и за доблестный труд в текстильной промышленности он был награждён орденом «Знак почёта». А в 1985-м уже ветеран войны и труда С.А. Волков получил свой четвертый орден — Отечественной войны 1-й степени.

Уйдя на заслуженный отдых, фронтовик часто выступал перед школьниками, рассказывал им о войне. 29 февраля 1988 года он вновь собрался в школу. Но не дошел. После сердечного приступа 67-летнего танкиста на «скорой» увезли в больницу. Там на следующий день он скончался — в первый день весны.

151