Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

06.03.2020 09:13 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Немецкие танки могли захватить Камешковский край за один день

Автор: Н. ФРОЛОВ

Немецкие танки на пути к Москве

Порой кажется, что о Великой Отечественной войне мы знаем все или почти все. На эту тему написано множество книг и снято огромное число кинофильмов.

Но до сих пор историки обнаруживают новые данные о планах сторон, в том числе об амбициозных замыслах гитлеровской военщины. И хотя принято говорить, что история не терпит сослагательного наклонения, предполагаемые действия гитлеровских войск в пределах нынешней Владимирской области и нашего Камешковского района не могут не вызывать интереса, хотя и граничащего с содроганием. Как оказалось, одна из разработок немецкого командования предусматривала обход Москвы с юга, выход к Горькому (нынешнему Нижнему Новгороду) и наступление на столицу Советского Союза с востока по территории нынешнего 33-го региона…

Известно, что главнокомандование сухопутных сил вермахта на сентябрь 1941-го запланировало операцию «Тайфун» — план генерального наступления на Москву. Но наряду с «Тайфуном» при личном участии Адольфа Гитлера был разработан план операции «Вотан», получившей название в честь древнегерманского бога Вотана-Одина — покровителя войны. И почти до конца было неясно, какую из двух возможных операций предпочтут немецкие штабные генералы.

Детально проработанный «Вотан» предусматривал наступление на Москву кружным путем. Планировалось нанести главный удар в направление Данков — Касимов — Горький. Для этого предполагалось создание ударной группировки, состоящей из танков Т-3, Т-4, под командованием генерал-фельдмаршала Альберта Кессельринга. С воздуха эту армаду должны были поддерживать два авиакорпуса.

В состав группы Кессельринга Гитлер собирался включить наиболее талантливых генералов танковых войск вермахта — Гудериана, Гота, Гёпнера и фон Клейста. Генерал-полковник Гейнц Гудериан по праву считался одним из основоположников немецких танковых войск и в качестве авторитета по вопросам бронетанковых сил побывал в 1932 году с инспекцией на танковом полигоне под... Казанью (!), в полной мере оценив выучку танкистов будущего противника. Генерал-полковник Герман Гот начинал карьеру как пехотный офицер, но, достигнув генеральского чина, продемонстрировал высокое мастерство в управлении крупными танковыми соединениями. В июле 41-го он получил «Дубовые Листья» к Рыцарскому Кресту за взятие Минска и Витебска, а позже — в декабре 1942-го отчаянно, но неудачно пытался деблокировать окруженную армию Паулюса под Сталинградом. Генерал-полковник Эрих Гёпнер получил Рыцарский крест за захват Польши и считался одним из самых перспективных командиров танковых и моторизованных войск Рейха. Генерал-полковник Эвальд фон Клейст, потомок аристократического рода, давшего Германии трех

фельдмаршалов, во время войны с Францией командовал первой в истории немецкой танковой группой, затем удачно действовал в Югославии и Греции, а в 1941-м участвовал во взятии Киева.

К концу октября 1941 года танки Гудериана должны были выйти к Мурому, который тогда входил в состав Горьковской области. Оттуда, после форсирования Оки, группе Гота полагалось наступать на Арзамас, а остальным танковым армиям предписывался захват Горького и Дзержинска. Отрядам саперов ставилась задача восстановления железнодорожной ветки Мичуринск-Муром для того, чтобы облегчить доставку немецких пехотных частей на позиции. Танковой армии фон Клейста отводился удар на поселок Андреевское в пределах нынешнего Судогодского района с последующим перехватом шоссе Москва-Горький для нарушения коммуникаций Красной Армии. Таким образом, в первых числах ноября, по замыслу Гитлера, фашистские танки уже должны были начать утюжить владимирскую землю. Клейсту и Гёпнеру предписывалось обеспечивать фланги.

К исходу первой недели ноября, согласно расчетам немецких штабистов, примерно 200 танков Гудериана могли начать наступление на Гороховец и далее по обеим сторонам от шоссе на Москву. При этом Вязники и Ковров они должны были, что называется, миновать почти транзитом, сходу подавив сопротивление их гарнизонов. Затем бронированные колонны немецкой техники должны были вторгнуться в пределы Камешковского района и захватить его вместе с рабочим поселком Камешково всего за один день, максимум — за полтора. На 16 ноября 41-го был намечен выход к Владимиру со стороны Лемешков и Боголюбова. Туда же предписывалось выйти насчитывающей около 240 танков группе Гота, захватив по пути Судогду. Примерно к 16 ноября танки Гудериана и Гота должны были соединиться на подступах к Владимиру и начать штурм древней российской столицы сразу с двух сторон. На захват Владимира отводилось лишь несколько дней. А оттуда на предельной скорости сотни бронированных машин устремились бы к Москве...

Получается, что с конца октября и до начала декабря 1941 года ударная группа танковых армий генерала Кессельринга должна была захватить почти всю территорию нынешней Владимирской области, включая Камешковский район. Если бы «Вотан» был реализован, то мы имели бы совсем иную, куда более страшную и кровавую историю нашего края. И, возможно, в учебниках бы говорилось не о Вяземской операции на подступах к столице, а о, скажем, Владимирской, а герои-панфиловцы жгли бы фашистские танки не у разъезда Дубосеково, а где-нибудь под Второвом или под Петушками…

В реальности же плану «Вотан», в конце концов, Гитлер и его генералы предпочли «Тайфун» — наступление на Москву с запада. Как известно, оно окончилось полным поражением захватчиков и

контрнаступлением Красной Армии в декабре 1941 года.

Судьбы немецких вояк, которым первоначально отводилась «честь» захвата нашего края, сложились по-разному. Фельдмаршал Кессельринг был приговорен британским трибуналом к смертной казни, которую заменили пожизненным заключением. В 1952-м несостоявшийся командующий группировкой по захвату Владимира и Горького был освобожден и умер в 75-летнем возрасте у себя на родине. Гот по приговору Нюргнбергского трибунала получил 15 лет тюрьмы, но в 1954-м также вышел на волю. Скончался он в ФРГ в 1971-м. Всего два года с 1946 по 1948-й провел в тюрьме Гудериан, окончивший свои дни в 1954-м за написанием очередной книги мемуаров. Генерал Эрих Гёпнер еще с 1935 года поддерживал связь с немецким Сопротивлением. В 1944 году он принимал активное участие в действительном (а не мнимом, как киношный Кессельринг) покушении на Гитлера, был схвачен гестаповцами, приговорен к смертной казни и повешен в тюрьме Плетцензее в Берлине. И только Эвальд фон Клейст, в 1943-м ставший фельдмаршалом, единственный из этой пятерки, добрался-таки до Владимира. В ноябре 1954 года он умер от сердечной недостаточности в камере Владимирского централа, где отбывал 25-летний срок заключения по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. На старом владимирском кладбище он погребен рядом со стеной «тюрьмы № 2» в безымянной могиле, упокоившись в земле, которую ему предстояло завоевать...

316