Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

11.12.2020 08:40 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Лики ушедших эпох

Автор: Н. ФРОЛОВ

Бюст С. Кирова в пос. им. Кирова

Устанавливать памятники и бюсты богам и именитым согражданам люди придумали еще в древнем мире.

Бюст Н. Абельмана на бывшей ковровской фабрике его имени
в пос. Золотково
Бюст оружейнику Дегтяреву на ЗиДе в Коврове
«Домашний» Ильич в Степанцево
Комбриг Патоличев в Гороховце
Бюст Л. Красина в пос. им. Красина
в пос. Октябрьский

До сих пор одной из главных достопримечательностей Египта является загадочный сфинкс, а бюсты античной Греции служат украшением крупнейших европейских музеев. Кстати, мало кто знает, что портретные бюсты впервые придумали не греки и не римляне, а этруски — загадочный народ древней Италии, которых сатирик Михаил Задорнов то ли в шутку, то ли всерьез называл в числе исторических предков большинства нынешних россиян.

В России бюсты и памятники в массовом порядке стали устанавливать в дворянских усадьбах с середины романтического XVIII столетия. Правда, по большей части это были Амуры, Психеи и прочие герои античных мифов, порой исполненные с местных Прасковий и Дуняшек, как, к примеру, показано в иронической кинокомедии «Формула любви» Марка Захарова.

Но наибольший размах монументотворение и бюстотворчество получили в Советском Союзе. Воплощенные в бронзе, граните, мраморе и просто гипсе образы вождей, героев и ударников стали непременной принадлежностью каждого города и мало-мальски крупного поселка. В качестве дополнительного отличия бронзовые бюсты устанавливали дважды Героям Советского Союза и Соцтруда.

Однако отличительной особенностью наших соотечественников всегда была борьба с «чуждой» культурой, в том числе и монументальной. И если в стране победившего социализма почти повсеместно крушили «барские» затеи и пилили вековые липы в усадебных парках, то в постсоветские времена началось разорение ставших неактуальными для новой власти Ильичей и прочих ушедших в историческое небытие кремлевских небожителей. И если так пойдет дальше, то атрибуты советской культуры XX века вскоре можно будет увидеть лишь на старых фотоснимках.

Не является исключением и Владимирский край. В самых различных ее уголках из разросшихся кустов то тут, то там выглядывают бюсты или даже целые памятники из навсегда ушедшего прошлого. Зачастую они расположены на территории приказавших долго жить промышленных предприятий, где прежде не скупились на наглядную агитацию.

К примеру, на территории давно разорившейся и распроданной по частям ткацкой фабрики имени Абельмана в Коврове до сих пор на потрескавшемся основании в мрачном запустении стоит бюст первого председателя Ковровского горсовета Николая Абельмана — инженера-большевика, погибшего летом 1918 года во время подавления мятежа левых эсеров в Москве. И хотя в честь Абельмана и сегодня называется одна из магистральных ковровских улиц, бюст пламенного революционера, похоже, никому не нужен. Голова товарища Абельмана даже покрылась налетом зеленого мха.

Схожая картина близ заброшенного стеклозавода в поселке Золотково Гусь-Хрустального района, основанного еще легендарными заводчиками Мальцовыми — основателями Гусь-Хрустального. Прежде этот завод носил имя первого председателя ВЦИК Якова Свердлова, поэтому перед заводской проходной и был установлен его мраморный бюст достаточно высокого качества. Надо отдать должное золотковцам: хотя они «помогли» разгромить свое «поселко-образующее» предприятие, бюст соратника Ленина пока не тронули.

Традиции сохранять бюсты деятелей, в честь которых именуется завод, до сих пор поддерживаются на действующих предприятиях. Так, к примеру, на ковровском заводе имени Василия Алексеевича Дегтярева одной из местных «святынь» является бронзовый бюст знаменитого оружейника, расположенный близ центрального корпуса.

В нашем Камешковском районе в центре поселка имени Кирова красуется бюст злодейски убитого в 1934-м Сергея Кирова, в честь которого и назван этот населенный пункт. Зато в соседнем поселке — имени Карла Маркса — бюст бородатого основоположника классового учения не уцелел. А вот у села Тынцы в поселке имени Красина имеется бюст в честь советского наркома и дипломата Леонида Борисовича Красина, правда, сохранность его оставляет желать

лучшего.

Зато куда меньше везет бюстам и памятникам Ленина. В том же Коврове уничтожено два монумента этому вождю — напротив центрального входа в парк имени Дегтярева и на территории бывшего парка Ковровского экскаваторного завода. Последний сломали в 2011 году, использовав постамент для монумента экскаватору. Любопытно, что единственный уцелевший ленинский памятник на площади Свободы рядом с тем же парком прежде стоял на постаменте от снесенной статуи царя-освободителя Александра II. Кстати, во Владимире на Соборной площади рядом со зданием банка Ленин до сих пор тоже стоит на постаменте, оставшемся от того же государя-императора.

Справедливости ради, ковровчане не одиноки в наплевательском отношении к статуям Ильича. Например, в поселке Тасинский Бор Гусь-Хрустального района от Ленина вообще остался лишь пустой постамент. А вот в поселке Степанцево Вязниковского района вождя мирового пролетариата, наоборот, всячески берегут. Возможно, это потому, что розовый гранитный Ленин там какой-то домашний — он прячется между елок у здания местной администрации, причем максимально приближен к земле.

В Гороховце трепетно берегут бюст-барельеф местного уроженца красного комбрига Семена Патоличева — сослуживца Буденного, сложившего свою голову в далеком 1920-м. А в Вязниках тщательно ухаживают и за бюстами писателей-классиков: Пушкин и Горький с давних пор там являются украшением городского бульвара. Иная ситуация в соседнем Коврове. Там бюст А.С. Пушкина, установленный на воротах при входе в парк его же имени, был загажен птицами и сильно пострадал от времени. Восстановили его лишь несколько лет назад. Правда, при этом парк Пушкина упразднили, так как он был устроен на месте старого кладбища.

В прежние советские времена бюсты героев и исторических деятелей ставили при школах (как правило, тех, чье имя носила пионерская дружина) и пионерских лагерях. Так как от прежней организации юных ленинцев осталась лишь тень, то и бюсты при детских объектах тоже по большей части не уцелели. Одно из исключений — бюст Героя Советского Союза Леонида Седова в поселке Октябрьский Вязниковского района при местной школе. Правда, там главой муниципального образования длительное время был Александр Седов — родной племянник кавалера Золотой Звезды. А единичные сохранившиеся трогательные пионерские скульптуры сегодня воспринимаются почти как музейные редкости.

В целом о гибели монументального наследия прошлого можно лишь сожалеть, так как это необъемлемая часть нашей истории. И пословица «что имеем — не храним, потерявши — плачем» для нас по-прежнему актуальна.

36