Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

27.11.2020 09:22 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Караси в сметане на «острове сокровищ»

Автор: Н. ФРОЛОВ

Вид с южного берега на короткую сторону рукотворного насыпного прямоугольного острова

В глухом медвежьем углу на нынешней границе Владимирской и Ивановской областей находится неприметная деревенька Афанасово.

Там почти не осталось жилых домов, да и те, что еще уцелели, наполовину брошены, а постоянных жителей — всего трое. Хотя до проселочной дороги оттуда менее версты, но проехать можно лишь в хорошую сухую погоду — осторожно и желательно на внедорожнике. Близ деревни — развалины бывшей колхозной фермы, а в центре умирающего селения — экзотический колодец с «журавлем». Но самое примечательное находится в нескольких сотнях метров от околицы. Это… деревенский пруд!

«Эка невидаль!» — могут скептически хмыкнуть читатели. — «Что же мы, прудов не видели?» И будут неправы. Этот пруд — уникальный. По преданию, его выкопали вручную местные крестьяне — крепостные помещика, которому раньше принадлежала эта деревня. Якобы, барин повелел в чистом поле устроить водоем. Да не простой, а с большим островом посередине. Вот и погнали на барщину мужиков. Мастера-колодезники нашли место, где можно было надеяться отыскать воду. Там и начали работать сразу сотни землекопов. Грунт рыли по кругу и насыпали посередине. Постепенно дорылись до подземных ключей, и вода затопила большой котлован. А насыпанный в центре холм стал островом с высокими берегами. На нем помещик приказал поставить беседку, куда приплывал на лодках с гостями попировать. А вокруг высадили березовые аллеи.

Найти героя этой легенды оказалось нелегко. Как удалось установить по архивным документам, в первой половине позапрошлого столетия этот населенный пункт официально именовался как сельцо Афанасьевское. А жил там помещик, отставной подпоручик Брестского пехотного полка (позже за заслуги на гражданской службе произведенный в генеральский чин действительного статского советника) Иван Сергеевич Безобразов. Родился он в селе Кижаны в приходе села Мостцы нынешнего Камешковского района, где находилась усадьба его отца. В молодости Иван Безобразов отличался почти женственной красотой, служил в Варшаве и во время польского мятежа в 1831 году попал к полякам в плен, а потом, освобожденный русской армией, был награжден орденом.

Вернувшись домой во Владимирскую губернию, Безобразов почти 33 года подряд занимал почетный пост ковровского уездного предводителя дворянства и пользовался в местном «благородном» обществе почти непререкаемым авторитетом, как и его предки. Дед Ивана Сергеевича отставной гвардейский офицер Алексей Григорьевич Безобразов был предводителем дворянства Владимирского уезда еще при Екатерине II. Отец Сергей Алексеевич Безобразов, тоже отставной гвардеец, служил ковровским предводителем в 1812 году и принимал активное участие в формировании 3-го пешего казачьего полка Владимирского ополчения.

Безобразовы принадлежали к владимирской аристократии, состоя в родстве со многими именитыми фамилиями, в том числе с князьями Долгоруковыми и Хилковыми, графами Апраксиными и Толстыми, Кузьмиными-Караваевыми, Пушкиными, Грибоедовыми, Бухвостовыми и Прокудиными-Горскими. Из дневника ковровского помещика отставного капитан-лейтенанта флота Якова Ивановича Чернавина, посещавшего Ивана Сергеевича Безобразова в Афанасово, известно, что там находилась барская усадьба с двухэтажным господским домом и парком. Хозяин любил охотиться и играть на бильярде. В своей усадьбе Безобразов устраивал приемы и балы для дворян чуть ли не половины всей Владимирской губернии.

Воспоминания об И.С. Безобразове оставил также поэт, критик и литературовед Борис Александрович Садовской, знавший владельца Афанасова в самом конце его земного пути: «Иван Сергеевич Безобразов в юности служил у цесаревича Константина Павловича в Варшавской гвардии. Увидев впервые Безобразова, цесаревич воскликнул: «Да это девушка!» В 1831 году, во время Польского восстания, Иван Сергеевич взят был в плен. Имел в разных губерниях три тысячи душ, лет тридцать был предводителем в Коврове… Охотился, но в старости стрелять мешала ему катаракта».

Его Превосходительство Иван Сергеевич Безобразов скончался в 1885 году в возрасте 73-х лет. От его усадьбы в Афанасове не осталось и следа. Можно лишь предполагать, как выглядел господский дом. Возможно, он был похож на выстроенный чуть ранее особняк его дяди отставного смоленского вице-губернатора Дмитрия Алексеевича Безобразова и двоюродного брата генерала Сергея Дмитриевича Безобразова в селе Патакино Владимирского уезда на берегу Клязьмы. Этот дом снесли в 2009 году, но его фотографии сохранились. Зато в бывшей усадьбе И.С. Безобразова уцелели остатки усадебного парка из старых лип, кленов, акаций и тополей. А еще — тот самый остров, созданный по капризу барина руками крепостных крестьян.

Старый пруд, когда-то представлявший в плане правильный прямоугольник, теперь изрядно зарос, и береговая линия местами изрезана. Говорят, что берега и даже дно пруда при строительстве были выложены белым камнем. Сейчас вокруг густо растут камыши, и белокаменная облицовка, если она и имелась, скрыта под слоем ила и травы. Рукотворный остров находится строго посередине пруда и имеет вид такого же прямоугольника, но размером поменьше (столь правильная форма, особенно хорошо видная на спутниковых картах, лучше всего доказывает его искусственное происхождение). По периметру он обсажен деревьями, в основном, березами, хотя попадаются и отдельные липы. На вид их возраст не слишком велик, но старожилы говорят, что на самом деле березки старые, просто из-за качества грунта растут плохо. Насыпные берега острова намного выше берегов. По преданию, в центре в высшей островной точке и стояла белая беседка помещика Безобразова, а на берегу со стороны усадьбы находилась пристань с лодками и, будто бы, по пруду прежде даже плавала парусная яхта. Совсем как в Грузино у графа Аракчеева! Наверное, именно на этом острове бессменный предводитель дворянства и принимал гостей, устраивая для них приемы и пикники.

Какие тайны скрывает зеленоватая вода безобразовского пруда — неизвестно до сих пор, да и мало кто знает его давно позабытую историю. Хотя глухие предания о будто бы скрытых на острове кладах и подземном ходе, который вел прямо из-под беседки в усадебный дом, до сих пор будоражат воображение немногих попадающих туда туристов. Любопытно, что наряду с «народным» названием «таинственный остров» этот экзотический объект имеет и другое, еще более интригующее прозвание — «остров сокровищ»! Хотя бесспорных свидетельств того, что какие-то сокровища там действительно были найдены, нет. А вот то, что в прямоугольном пруду водятся караси, в том числе размером почти с целую руку — совершенно точно. Кстати, именно караси в сметане в старину считались фирменным угощением у помещиков...

55