Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

16.10.2020 09:47 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Какие газеты читали наши предки?

Автор: Н. ФРОЛОВ

Камешковцы получили свою газету «Знамя» лишь после образования Камешковского района в 1940 году.

Камешковцы получили свою газету «Знамя» лишь после образования Камешковского района в 1940 году.

Однако периодику наши предки читали и раньше, хотя прежде им приходилось довольствоваться лишь центральными и губернскими изданиями, а потом — газетой Ковровского уезда и района, в состав которых Камешково входило с 1778 по 1940 годы.

Впрочем, в старину чтение газет и журналов было доступно не всем. Мало того, что до всеобщей грамотности было далеко, покупка печатного слова для многих являлась непозволительной роскошью. Зато и значение подобного чтива было огромным, так как иного способа получения информации, кроме непосредственного общения с людьми, в ту пору не существовало. А телефонов, телевизоров и тем более всемирной паутины тогда еще не придумали. Поэтому каждую газету или журнал читали «по кругу» всей семьей, а порой и давали соседям, газеты собирали и делали подшивки, которые превращались в огромные фолианты. Роль периодики особенно возрастала долгими зимними вечерами, а любимым занятием наших грамотных предков в канун рождественских и новогодних праздников было определиться с подпиской газет и журналов на новый год. К этому вопросу подходили тщательно и подолгу решали, что хотелось бы почитать и на что хватит из семейного бюджета.

Что же касается периодических изданий, то вплоть до конца XIX века в Ковровский уезд их поступало сравнительно немного. Причем это были почти исключительно центральные издания. Первая во Владимирской губернии газета – «Владимирские губернские ведомости» – стала выходить только с 1833 года (одно время ее редактором был известный писатель Александр Герцен), а вторая по времени – «Владимирские епархиальные ведомости» (печатный орган Владимиро-Суздальской епархии) — начала издаваться только с 1866-го.

Сохранились любопытные сведения о подписке жителей Ковровского уезда за 1862 год. Тогда здесь получали 27 наименований центральных газет и журналов.

Самой популярной среди местной интеллигенции была ежедневная либеральная газета «Сын Отечества», которая в 1862 году только начала выходить. Но в противовес местным «вольнодумцам», получившим 11 комплектов «Сына Отечества», консерваторы выписывали по 7 экземпляров газет «Северная почта» (ежедневный официальный орган Министерства внутренних дел) и «Северная пчела» (основана небезызвестным Фаддеем Булгариным). Любили, видимо, у нас и посмеяться. Во всяком случае еженедельный сатирический журнал «Искра» (не путать с «Искрой» ленинской) поступал в Ковровский уезд также в количестве 7 экземпляров.

Приходили сюда и официальные газеты обеих столиц империи: по 4 экземпляра Московских и по одному Санкт-Петербургских «Ведомостей». Любители картинок могли рассматривать номера журнала «Иллюстрация» (по одному на весь уезд, издание было весьма дорогим). Для укрепления семьи и достойного воспитания чад предназначались получаемые также в одном экземпляре «Семейный листок» и «Домашняя беседа». Приходил в уезд и единственный экземпляр «Журнала для девиц», печатавшего назидательные рассказы и полезные (с точки зрения девиц) советы. Офицеры стоявшей в Коврове небольшой воинской части и отставные ветераны выписывали по 3 экземпляра военной газеты «Русский инвалид» (позднее ставшей аналогом современной «Красной звезды»). Судья и заседатели местного суда получали по два комплекта «Журнала министерства юстиции», а уездный врач – «Медицинскую газету».

Выписывали по одному экземпляру номера серьезных литературных журналов — «Отечественные записки» Андрея Краевского и «Современник» Николая Некрасова и Ивана Панаева, а также «Собрание иностранных романов и повестей», музыкальный журнал «Русский мир» и «Светоч» (последний — для мировых посредников).

Священники получали свои издания: по 3 номера журнала «Христианское чтение», «Духовная беседа» и по 4 — «Странник», а также один комплект «Руководства для сельских пастырей». «Санкт-Петербургская газета» (на немецком языке), «Санкт-Петербургский журнал» и журнала «Север» (оба на французском языке) тоже имели своего читателя.

Все периодические издания, по свидетельству современников, приходили аккуратно, без задержек и в положенные сроки. До сих пор в нашем крае сохранились некоторые журналы тех лет: например, комплект журнала «Воскресный досуг» за вторую половину 1864 года, издававшегося в Санкт-Петербурге. В этих номерах были впервые опубликованы знаменитые впоследствии стихотворения крестьянского поэта Ивана Сурикова, в том числе доныне пользующиеся популярностью слова песни «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»

В начале XX века во Владимирской губернии наряду с официозными газетами появилось несколько частных, в том числе ежедневная «Старый Владимирец» — печатный орган кадетской партии, издателем которой стал ковровский помещик и земский деятель Николай Муратов. Он же инициировал выход первой ковровской уездной газеты «Ковровские вести», выходившей до 1917 года (повторно газета с подобным названием стала выходить с 1998-го).

В революционном 1917 году вышло два номера газеты «Ковровский рабочий», а с апреля по ноябрь 1918-го в Ковровском уезде выпускалась газета «Рабочий и крестьянин». Она охватывала и значительную часть территории нынешнего Камешковского района. Например, в июльском номере «Рабочего и крестьянина» рассказывалось о создании комитета бедноты в деревне Волковойно Эдемской волости. В ноябре 1918-го начал издаваться новый уездный официоз тогдашних властей «Ковровская беднота», которую в 1919 году переименовали в «Трудящуюся бедноту».

1 сентября 1930 года в уже Ковровском районе вместо «Трудящейся бедноты» начала выходить ежедневная газета «Рабочий клич». Она и оставалась для камешковцев местным периодическим изданием вплоть до образования Камешковского района и учреждения «Знамени» в 1940-м. Любопытно, что ковровский «Рабочий клич» позже получил название, схожее с камешковской «соседкой»: в апреле 1965 года газету переименовали в «Знамя труда», и она выходит до сих пор, хотя официозом уже не является полтора десятка лет.

36