Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

12.07.2019 09:56 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Крупнейшая операция Красной Армии

Автор: С. КУДРЯШОВА

Советские войска форсируют реку Днепр под Могилевом. Июнь 1944 г (https://www.belarus.by/ru/press-center/photo)

75 лет назад территория Белоруссии была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Наступательная операция «Багратион» проходила с 23 июня по 29 августа 1944 года. В ней принимали участие и наши земляки.

Летом 1944 года советские войска осуществили целый каскад мощнейших наступательных операций на всем протяжении от Белого до Черного морей. Однако первое место среди них по праву занимает Белорусская стратегическая наступательная операция, получившая кодовое название в честь легендарного полководца, героя Отечественной войны 1812 года генерала П. Багратиона.

Спустя три года после начала войны советские войска были полны решимости взять реванш за тяжелые поражения в Белоруссии 1941 года. На белорусском направлении советским фронтам противостояли 42 немецкие дивизии 3-й танковой, 4-й и 9-й полевых немецких армий, всего около 850 тыс. человек. С советской стороны первоначально имелось не более 1 млн человек. Однако к середине июня 1944-го численность соединений РККА была доведена до 1,2 млн человек. Войска располагали 4 тыс. танков, 24 тыс. орудий, 5,4 тыс. самолетов.

Мощные операции Красной Армии летом 1944-го приурочивались к началу десантной операции западных союзников в Нормандии. Удары Красной Армии должны были оттянуть на себя германские силы, не дать возможности перебросить их с востока на запад.

После прорыва вражеской обороны в Восточной Белоруссии фронты Рокоссовского и Черняховского устремились далее — по сходящимся направлениям к белорусской столице. В немецкой обороне образовалась огромная брешь. 3 июля гвардейские танковые корпуса подошли к Минску и освободили город. Теперь в полном окружении оказались соединения 4-й немецкой армии. Летом и осенью 1944 года Красная Армия добилась выдающихся военных успехов. В ходе Белорусской операции немецкая группа армий «Центр» была разбита и отброшена на 550 — 600 км. Всего за два месяца боев она потеряла более 550 тыс. человек. В кругах высшего германского руководства возник кризис.

Победа в Белорусской операции 1944 года досталась Красной Армии дорогой ценой. Только безвозвратные советские потери составили 178 тыс. человек; более 580 тыс. военнослужащих были ранены. Однако общее соотношение сил после завершения летней кампании еще более изменилось в пользу Красной Армии.

Ворвался на высоту

В операции «Багратион» приняли участие и камешковцы. За проявленный героизм многие были награждены орденами и медалями. Среди них Виктор Прохорович Елизаров. В 1928 году многодетная семья Елизаровых, в которой было девять детей, переехала жить в пос. Камешково. В нем прошло детство и ранняя юность Виктора.

В сентябре 1942 года он был зачислен курсантом Пушкинского танкового училища. Через год в звании младшего лейтенанта, в октябре 1943 года получил в Нижнем Тагиле танки «Т-34» и убыл с воинскими эшелонами на 1 Украинский фронт.

Первое ранение Виктор Елизаров получил 27 января 1944 года. Находился на излечении в госпитале в г. Белая Церковь Киевской области Украинской ССР. Танк сгорел, но экипажу удалось спастись. Виктор попал в госпиталь, а потом, подлечившись, получил новое назначение — на 1 Белорусский фронт в состав 1181-го самоходного артполка. Он стал командиром самоходной артиллерийской установки. В выписке из наградного листа содержится такая информация: «Командир самоходной установки младший лейтенант В.П. Елизаров в бою за высоту 174,0 23 июля 1944 года проявил себя храбрым и мужественным офицером. В этом бою тов. Елизаров на своей самоходной установке ворвался на высоту, огнем и гусеницами уничтожал засевших в траншеях немецких солдат и офицеров. При этом огнем его орудия было уничтожено: пулеметов – 10, минометов – 3, ружей ПТР – 2 и до 70 солдат и офицеров противника. Умело командуя, тов. Елизаров отбивал одну за одной контратаки противника, пытавшегося овладеть высотой, при этом была подбита огнем орудия самоходная установка типа «Фердинанд». За личное мужество, отвагу и нанесенные врагу потери достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».

Боевой путь Елизаров закончил в составе 21 гвардейской, Житомирско-Венской, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова танковой бригады 5 гвардейского Сталинградско-Киевского танкового корпуса, 6 гвардейской танковой армии. В 1977 году в звании полковника Виктор Прохорович Елизаров закончил военную карьеру. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды. Кроме этого, его заслуги отмечены еще 23 наградами, в том числе 4 иностранными.

Все силы — на быстрое продвижение

Из воспоминаний Рокоссовского о подготовке и начале операции

«Багратион»

«Мы готовились к боям тщательно. Составлению плана предшествовала большая работа на местности, в особенности — на переднем крае. Приходилось в буквальном смысле слова ползать на животе. Изучение местности и состояния вражеской обороны убедило меня в том, что на правом крыле фронта целесообразно нанести два удара с разных участков... Это шло вразрез с установившимся взглядом, согласно которому при наступлении наносится один главный удар, для чего и сосредотачиваются основные силы и средства. Принимая несколько необычное решение, мы шли на известное распыление сил, но в болотах Полесья другого выхода, а вернее сказать — другого пути к успеху операции у нас не было...

Верховный Главнокомандующий и его заместители настаивали на том, чтобы нанести один главный удар — с плацдарма на Днепре (район Рогачева), находившегося в руках 3-й армии. Дважды мне предлагали выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение Ставки. После каждого такого «продумывания» приходилось с новой силой отстаивать свое решение. Убедившись, что я твердо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции в том виде, как мы его представили.

— Настойчивость командующего фронтом, — сказал он, — доказывает, что организация наступления тщательно продумана. А это надежная гарантия успеха...

Наступление 1-го Белорусского фронта началось 24 июня. Об этом возвестили мощные удары бомбардировочной авиации на обоих участках прорыва. В течение двух часов артиллерия разрушала оборонительные сооружения противника на переднем крае и подавляла систему его огня. В шесть часов утра перешли в наступление части 3-й и 48-й армий, а часом позже — обе армии южной ударной группы. Развернулось ожесточенное сражение.

3-я армия на фронте Озеране, Костяшево в первый день добилась незначительных результатов. Дивизии ее двух стрелковых корпусов, отбивая яростные контратаки пехоты и танков противника, овладели лишь первой и второй вражескими траншеями на рубеже Озеране, Веричев и вынуждены были закрепиться. С большими трудностями развивалось наступление и в полосе 48-й армии. Широкая болотистая пойма реки Друть крайне замедляла переправу пехоты и особенно танков. Лишь после двухчасового напряженного боя наши части выбили здесь гитлеровцев из первой траншеи, а к двенадцати часам дня овладели второй траншеей.

Наиболее успешно развивалось наступление в полосе 65-й армии. При поддержке авиации 18-й стрелковый корпус в первой половине дня прорвал все пять линий траншей противника, к середине дня углубился на 5-6 километров... Это позволило генералу П.И.Батову ввести в прорыв 1-й гвардейский танковый корпус...

В результате первого дня наступления южная ударная группа прорвала оборону противника на фронте до 30 километров и в глубину от 5 до 10 километров. Танкисты углубили прорыв до 20 километров (район Кнышевичи, Романище). Создалась благоприятная обстановка, которую мы использовали на второй день для ввода в сражение на стыке 65-й и 28-й армий конно-механизированной группы генерала И.А.Плиева. Она продвинулась к реке Птичь западнее Глуска, местами форсировала ее. Противник начал отход на север и северо-запад.

Теперь — все силы на быстрое продвижение к Бобруйску!

Вечером 24 июня мне позвонил Жуков и с присущей ему прямотой поздравил с успехом».

96