Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

25.01.2019 10:05 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Выжил, выстоял, не сдался Ленинград!

Автор: Материалы подготовил С. Перевезенцев

Советские солдаты поднимают красный флаг над освобожденной Гатчиной, 26 января 1944 г. http://mil.ru

27 января исполняется 75 лет со дня масштабной наступательной операции Красной Армии, в ходе которой была полностью ликвидирована блокада Ленинграда, продолжавшаяся 900 дней и ночей. В защите города принимали участие и наши земляки, героизм которых наравне с мужеством всех советских людей позволил разгромить врага.

Блокада Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года

Город в кольце

Первая попытка захватить Ленинград с ходу была предпринята 10 июля 1941 года силами группы армий «Север», которой командовал генерал-фельдмаршал фон Лееб.

25 июля противник произвел перегруппировку войск и начал новое наступление на Ленинград. Оно производилось одновременно на разных направлениях с целью окружения города. 8 сентября немцы взяли Шлиссельбург, вышли к Ладожскому озеру и блокировали город с суши. Заняв узловую станцию Мга, немецкие войска перерезали последнюю железную дорогу, соединяющую Ленинград со страной.

В соответствии с планом «Барбаросса», разработанным германским командованием, после захвата Ленинграда и уничтожения Балтийского флота группы армий «Север» и «Центр» должны были соединиться и начать совместное наступление на Москву.

Ставкой Верховного главнокомандования были приняты очередные срочные меры по стабилизации ситуации. Командующим Ленинградским фронтом был назначен Г.К. Жуков, который изменил характер оборонительных действий. Вследствие ряда контрударов войска противника понесли существенные потери. В конце концов немецкое командование было вынуждено признать, что сил для дальнейшего наступления недостаточно. 27 сентября был подписан приказ об изменении стратегии гитлеровцев. Активное наступление противника прекратилось, началась новая фаза военных действий, которую и принято называть блокадой Ленинграда.

Немецкие войска удерживали кольцо окружения, периодически переходя в наступление на отдельных участках фронта. Соединения Красной армии сдерживали противника, временами также переходя к атакующим действиям. Осенью 1941 года, сразу после установления блокады Ленинграда, наши войска предприняли две операции по прорыву окружения. В начале 1942-го было еще несколько попыток полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады — «Любаньская» и «Синявинская» операции. Обе из них не достигли стратегических целей. Однако оборона Ленинграда позволила сковать и обескровить значительные силы противника, благодаря чему советским войскам удалось обеспечить более успешное противодействие наступательным операциям врага на других участках фронта.

Положение Ленинграда в условиях блокады было очень тяжелым. Особенно трудно пришлось защитникам города зимой 1941-1942 года. Единственным источником снабжения была автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. Ее называли «дорогой жизни». По этой трассе в город доставляли продукты питания, топливо и производственное сырье. По ней же производилась эвакуация населения. Вывозились прежде всего дети и раненые бойцы. Обеспечить потребности защитников города в полной мере эта дорога, конечно, не могла. Люди голодали. Жителям города приходилось еще труднее — суточная норма хлеба для работающих составляла 250 граммов, для неработающих – 125. Многие умирали от голода. Несмотря на это, люди продолжали трудиться, обеспечивая фронт техникой, оружием, боеприпасами.

К началу 1943 года на Ленинградском направлении были созданы благоприятные условия для наступления и прорыва блокады и образованы две ударные группировки соединений Волховского и Ленинградского фронтов. Наступление началось 12 января одновременными ударами южнее Ладожского озера. К этому времени противник создал здесь сеть эшелонированной позиционной обороны. Бои носили ожесточенный характер и сопровождались большими потерями с обеих сторон. Несмотря на сопротивление врага, к исходу 18 января немецкая оборона была прорвана, в результате чего на узком участке установлена сухопутная связь Ленинграда со страной. Положение существенно улучшилось. Необходимые грузы стали поступать в город по железнодорожной ветке Шлиссельбург – Поляны, построенной всего за восемнадцать дней. Однако битва за Ленинград продолжалось. Красная армия продолжала оборону города и готовилась к решающим сражениям. 27 января Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция советских войск завершилась сообщением о полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады.

Вот так описывал свое состояние наш земляк – писатель Иван Удалов-Митин, в то время военный моряк, переживший зиму 1941-1942 гг. в Кронштадте: «С осени начавшийся голод изнурил бойцов. Нас кормили трижды в день, но давали за день половину того, что каждому из нас требовалось. Даже думать стало трудно, над десятистрочным письмом домой сидели по часу, хотя писали всякий раз одно и то же: «Жив, здоров. Все в порядке. Ждите с победой…» К середине зимы от восьмидесяти килограммов моего веса осталось сорок с небольшим. Почти совсем перестали слушаться ноги. Трехкилометровое расстояние от города до Бычьего поля я мог осилить за два часа. Пятнадцать-двадцать шагов, и ноги подкашивались. Однажды зимней ночью, стоя на посту у артиллерийского склада, я заметил, что прямо на меня идет человек. Окликнул его. Он продолжал идти. Я вскинул винтовку, чтобы дать предупредительный выстрел вверх, но наступил на край тулупа и упал. Подняться не хватило сил. Человек подошел ко мне, помог встать. Это был мичман с одного из зимовавших неподалеку катеров, я его хорошо знал. А если бы не он, а немецкий разведчик? Взрывом только одного этого склада можно было разнести половину Кронштадта».

Личный счет поверженных врагов

В боях за Ленинград принимали активное участие многие наши земляки — уроженцы и жители Камешковского района. Один из них — Николай Григорьевич Кашицын, родившийся в 1907 году в д. Вахромеево. В 1939 году принимал участие в боях с японскими захватчиками на реке Халхин-гол в Монголии, был снова призван в Красную армию 30 июня 1941 года и направлен в минометную роту 3-го батальона 296-го стрелкового полка 13-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта. Свой путь начал наводчиком минометного расчета. Как сверхметкий наводчик Николай Кашицын прошел снайперские курсы и с января 1942 года стал снайпером.

Личный счет уничтоженных гитлеровцев он открыл в декабре 1941 года. К июню 1942-го истребил 37 фашистов, за что был награжден медалью «За отвагу». К декабрю 1942 года снайпер, в любых условиях образцово выполняющий боевые задания, уничтожил 136 немецко-фашистских оккупантов и обязался довести этот счет до 200. Он обучил снайперскому делу 27 человек, которые уничтожили 65 фашистов. Н.Г. Кашицын награжден орденами Красной Звезды, Боевого Красного Знамени, медалью «За оборону Ленинграда», представлен к званию Героя Советского Союза. К этому времени общий счет снайпера Кашицына насчитывал 264 уничтоженных солдат и офицеров противника. Своими героическими действиями он помогал нашим подразделениям продвигаться вперед в боях за Пулковские высоты. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 года. Показал себя как один из лучших снайперов Ленинградского фронта. К декабрю 1943 года Н.Г. Кашицын имел на личном счету более 300 уничтоженных гитлеровских солдат и офицеров. После войны он был демобилизован и проживал в д. Вахромеево Камешковского района.

Во фронтовой газете «Смена» от 10 декабря 1943 года корреспондентом ТАСС Ленинградского фронта Сучатовым была опубликована заметка следующего содержания: «…Несколько раз фашисты переходили в контратаки, Кашицын замаскировался и залег в канаве, откуда был хорошо виден мост, по которому немцы перебегали, чтобы приблизиться к нашим позициям. Как только на мосту появлялся очередной немец, Кашицын снимал его огнем своей винтовки Мосина с оптическим прицелом. В этом бою отважный боец уничтожил более 30 фашистских солдат и офицеров. На днях Кашицын снова вышел на рубеж и метким выстрелом истребил 301-го гитлеровца. Сегодня снайпер Кашицын вновь отправляется на вахту. Немцы наслышаны о нем и клянут на 301 дыру, которые он проделал в фашистских шкурах. Еще бродят по нашей земле эти двуногие гитлеровские звери. Один из них будет 302-м по личному счету мести снайпера Кашицына».

Небо за нами

Уроженец с. Ряхово К.Н. Букаркин проходил службу в авиационных частях. С апреля 1942 года воевал на Северо-Западном фронте в районе города Великие Луки в качестве стрелка-бомбардира легкого ночного бомбардировщика «По-2» (модернизированного У-2). Затем выполнял боевые задачи на бомбардировщике Пе-2. Был летчиком-наблюдателем. Летать приходилось на бреющем полете, делать съемку скоплений вражеской техники и живой силы. Добытые летчиком сведения имели очень большое значение, позволяли уничтожать значительные силы противника. Сам Константин Никанорович также принимал активное участие в бомбардировке вражеских объектов и погиб 26 апреля 1944 года в бою во время воздушной разведки.

По прошествии многих лет по рассекреченным архивным данным удалось установить боевые заслуги и подвиги нашего земляка. Старший лейтенант Букаркин совершил 204 боевых вылета на бомбардирование укрепленных узлов сопротивления, живой силы, складов и аэродромов противника ночью и на разведку днем. Сбросил 38 кг бомб и зажигательных веществ в общей сложности на 50 объектов врага. Боевые задания выполнял успешно, показывая умение летать в сложных метеоусловиях. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, он всегда умело выводил самолет на цель и точно ее поражал. За плодотворную работу, овладение своей специальностью и бесстрашие старший лейтенант Букаркин К.Н. получил орден Красной Звезды. Другая награда – орден Отечественной войны I степени – нашла нашего героического земляка чуть позже. На его счету в этот период было уже свыше 400 боевых вылетов.

Еще один отважный летчик — наш прославленный земляк, уроженец с. Гатиха Александр Андреевич Матвеев, впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, начал войну в составе 154-го истребительного авиационного полка. Вел воздушные бои под Лугой, Плюссой, Новгородом и Чудово. 10 ноября 1941 года подполковник Матвеев принял командование 154-м полком. С декабря 1941-го полк выполнял боевую задачу по обороне неба Волхова. Боевые действия осуществлялись настолько успешно, что скоро соединение получило статус гвардейского, а впоследствии – почетное звание Волховского. Сам Александр Андреевич за умелое командование вверенным ему подразделением, личное мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, награжден несколькими орденами, получил звание почетного гражданина города Волхов.

Ничего, старшина, еще повоюешь!

Александр Иванович Бурлаков, уроженец д. Каменово, войну встретил в Таллине, где служил на эскадренном миноносце «Минск». В конце августа 1941 года был эвакуирован в Кронштадт. Эвакуация военно-морской базы из Таллина началась 28 августа 1941 года. При непрерывных атаках вражеской авиации с воздуха Балтийский флот совершил героический переход через заминированный Финский залив в Кронштадт. При переходе погибли 5 эсминцев и более 10 тысяч краснофлотцев. По воспоминаниям Александра Ивановича, «…это был кромешный ад, эвакуация шла под непрерывными бомбежками противника. Помню, в один транспорт, на котором находилось несколько тысяч красноармейцев и краснофлотцев, угодила прямым попаданием фашистская бомба, транспорт раскололся на две части. Мало кого удалось подобрать и спасти». Сам Александр Иванович получил ранение, обошлось без отправки в госпиталь. 28 августа 1941 года «Минск» подорвался на мине, но дошел до Кронштадта и встал на ремонт, а после подвергся налету фашистской авиации, был поврежден двумя 50-килограммовыми бомбами. Часть экипажа была направлена в морские стрелковые бригады, старшина Бурлаков всю блокаду воевал в 51-й морской бригаде, где был командиром отделения на Ораниенбаумском плацдарме. Бурлакову приходилось проникать в расположение немцев, ползать за «языком». За это был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В одну из таких вылазок Александр Иванович получил второе ранение, пуля фашистского снайпера пробила спину и застряла в животе, не задев внутренних органов. «Ничего, старшина! Еще повоюешь», — похлопал его по плечу хирург. В марте 1944-го бригада, в составе которой воевал Бурлаков, высадила десант в Прибалтике, где была окружена фашистская группировка «Курляндия» (бывшая группа армий «Север»). Здесь в бою он получил третье ранение – разрывная пуля угодила в коленную чашечку. За этот последний бой он был награжден орденом Отечественной войны II степени. Ранение оказалось очень серьезным, и после длительного лечения старшина Бурлаков был отправлен в отставку.

О подвигах героев — в наградных листах

Скупые строки официальных документов рассказывают о подвиге наших земляков,
советских солдат, сумевших выстоять и победить

Сержант А.А. Иудин, уроженец д. Глазово, командир взвода стрелкового полка: «…участвовал в боях под Ленинградом, где за уничтожение силами своего подразделения 5-ти вражеских танков был награжден медалью «За отвагу» и был ранен…».
***
Наводчик противотанкового ружья 26-й гвардейской стрелковой дивизии И.Ф. Черентаев: «8 августа 1942 года занял огневую позицию в 20 метрах от дороги, по которой шли немецкие танки. Метким выстрелом из противотанкового ружья подбил передний танк. Следующая пуля из противотанкового ружья товарища Черентаева угодила в бронемашину, которая шла за танком. Бронемашина была сразу охвачена пламенем. 10 августа 1942 года Черентаев поджег два сарая выстрелами из своего ПТР. В сараях расположились немецкие ручные пулеметы. Путь пехоте был открыт».
***
Механик-водитель танка М.Ф. Шмаров, служивший на Волховском фронте и награжденный орденом Красного Знамени: «В атаке на Киришевский узел сопротивления врага вел себя мужественно и геройски водитель танка Т-60, которым командовал лейтенант Сотник. Лично принимал участие в уничтожении 8 дзотов и живой силы. При выходе из строя пулемета под огнем вышел из танка и взял на подбитом танке пулемет, 6 пулеметных лент и 7 гранат, которые перенес на свой танк. После гибели командира роты лейтенанта Сотника тов. Шмаров один продолжал вести бой и гусеницами раздавил еще один вражеский дзот, мастерски водил машину под обстрелом и мастерски вывел ее из боя».
***
Старший сержант медицинской службы, санинструктор А.М. Филин из д. Лубенкино, награжденный орденом Отечественной войны I степени посмертно: «Во время боевых действий тов. Филин А.М., совершенно не щадя своей жизни, отдавал всего себя делу спасения раненых. Благодаря самоотверженной работе тов. Филина А.М. за время боев было спасено немало жизней раненых патриотов Родины. Только в последних боях тов. Филиным А.М. было вынесено с поля боя до 50 раненых с их оружием. В этом последнем бою 18 августа 1943 года тов. Филин Александр Максимович погиб как герой, сделавший все от него зависящее для защиты социалистической Родины».
***
Наводчик противотанкового ружья П.И. Чихринов из д. Городок, награжденный медалью «За оборону Ленинграда», орденом Отечественной войны II степени посмерт-
но: «В боях проявил мужество и храбрость. В 1943 году в составе роты участвовал в силовой разведке (разведке боем) дважды. Во время действия в траншеях противника был ранен, но мужественно продолжал выполнять боевую задачу. За короткое время службы в роте ПТР огнем своего ружья подавил три гитлеровских пулемета. При поддержке разведгруппы, действовавшей 17 апреля 1944 года, под сильным артиллерийско-минометным огнем противника подавил дзот. В этой схватке красноармеец Чихринов П.И. проявил исключительную храбрость. Узнав о потере своего командира роты старшего лейтенанта Лымарева, тов. Чихринов П.И. из своего ружья беспощадно уничтожал финнов и пулеметную точку, которые мешали действию группы. На поле боя был дважды ранен и погиб смертью храбрых до эвакуации».
***
Сержант, наводчик батареи 76-мм пушек Г.В. Цыганов, награжденный орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени и медалью «За отвагу»: «Участвуя в боях за населенный пункт Ряхкельево, прямой наводкой разбил дом, где были немецкие автоматчики и снайперы. Ведя огонь по отступающей пехоте, уничтожил 18 вражеских солдат. <…> Командир орудия батареи 76-мм пушек сержант Цыганов в бою за с. Ропша Ленинградской области 18 января 1944 года уничтожил пушку и разрушил 2 дзота противника. <… >В бою за д. Любятово 3 августа 1944 года с открытой позиции разбил 2 дома и сжег 3 сарая с немецкими автоматчиками и пулеметчиками. Метким огнем поражал отступающих немцев, до 20 человек, давал возможность нашей пехоте продвинуться вперед».

130