Меню
16+

Сетевое издание «Знамя 33»

03.07.2015 09:44 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 03.07.2015 г.

«Первыми врывались в города…»

Автор: А. АЛЕКСАНДРОВ

В.А. Темин: маршал Жуков осматривает рейхстаг

ПОЧТИ три месяца в нашем краеведческом музее длилась выставка «С «лейкой» и блокнотом …»,
30 июля экспонаты вновь переправили во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. По самым скромным подсчетам сотрудников, ее за эти месяцы посетили свыше 200 камешковцев. И, оказывается, что самым частым вопросом от посетителей был – «А зачем на войне вообще садовая лейка?»

Это значит, что яркая и экспрессивная фронтовая поэзия уходит из нашей жизни…. Ведь еще в 60-70-е годы прошлого столетия задорную «Песенку фронтовых корреспондентов» (муз. М. Блантера, стихи К. Симонова) можно было чуть не каждую неделю услышать по всесоюзному радио. «От Москвы до Бреста нет такого места, где бы не скитались мы в пыли…» — этот запев знал почти каждый взрослый и каждый третий школьник. А нынче, похоже, все зациклились на садоводческих кооперативах и почему-то, заслышав эту песню, интересуются именно лейкой. А Leica, между прочим — это просто фотоаппарат, выпускаемый перед началом вой-
ны одноименной немецкой Leica Camera AG. И все наши именитые военные корреспонденты из ведущих советских газет пользовались именно им.
О военных корреспондентах Великой Отечественной сейчас вспоминают крайне редко. При «развитом социализме» 5 мая праздновался День печати, и им всегда отдавались почести. А потом пришла «перестройка», все поменялось на безликую аббревиатуру СМИ, каждый стал «сам себе фотограф», и про специальность фотокора говорить стали все реже. И замечательно, что в канун юбилея Победы именно наш музей вспомнил о них, показав нам лучшие работы. Свыше 200 фоторепортёров центральных и армейских газет вели летопись Великой Отечественной. Только в их руках было не оружие, а фотокамера, которая порой «выстреливала» не хуже снайперской винтовки.
Конечно, непревзойденным мастером в ряду фоторепортеров являлся корреспондент «Фотохроники ТАСС» Евгений Ананьевич Халдей (1917–1997). Он родился в шахтёрском городке Юзовка (ныне Донецк). В 16 лет начал снимать для заводской многотиражки. В предвоенные годы Халдеем были созданы одни из самых знаменитых фото мирного времени – портреты Алексея Стаханова, Паши Ангелиной и Дмитрия Шостаковича. Один из самых знаменитых фотоснимков автора – сообщение по радио о начале войны. Впоследствии оказалось, что это была единственная фотография, сделанная именно 22 июня 1941 года. Приехав в Москву со съемок юбилея Лермонтова в Тарханах, Халдей заметил, что люди на улице начали собираться у репродуктора. Сразу же выскочив на улицу с фотоаппаратом, он сумел запечатлеть, как москвичи с напряженными лицами слушают обращение Молотова.
С началом войны Е. Халдей вошёл в группу военных корреспондентов, и все 1418 дней войны он прошёл с камерой Leica. Снимал в боевых походах, в воздухе и окопах, был участником десанта на Керченском полуострове, прошёл бои на Сапун-горе и штурмовал легендарный Севастополь, закончил воевать в Харбине и Порт-Артуре. На Нюрнбергском процессе его фотографии были представлены в числе вещественных доказательств злодеяний фашистов.
Еще один из мастеров фотосъемки — корреспондент «Правды» Виктор Антонович Тёмин (1908–1987). В 1930-е годы именно он снял первую экспедицию на Северный полюс, эпопею спасения челюскинцев, перелёты В.П. Чкалова, А.В. Белякова и Г.Ф. Байдукова. В годы Великой Отечественной Тёмин как фронтовой корреспондент бывал на разных фронтах. Именно он в полдень 1 мая 1945 года с борта самолёта ПО-2 сфотографировал Знамя Победы над Рейхстагом, и это было первым документальным свидетельством того, что Берлин взят! По легенде, В. Тёмин взял самолёт у самого Г.К. Жукова. Журналист был хорошо знаком с ним ещё с 1939 года – по боям на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Виктор Тёмин вторично обратился к Жукову, чтобы доставить фото в Москву. Самолёт приземлился в столице на аэродроме, который располагался буквально в получасе ходьбы от редакции газеты на улице Правды. 3 мая 1945 года снимок Тёмина с надписью «Флаг Победы над Рейхстагом» появился в главной газете страны, а на следующий день его повторили в «Комсомольской правде» и «Гудке».
Другой шедевр Темина – снимок медсестры Кати Михайловой. Война для Кати началась 22 июня, когда она ехала на каникулы в Брест, но поезд разбомбили. 15-летняя школьница пешком дошла в Смоленск и сразу в военкомат, где, приписав себе 2 года, попала на фронт. На военно-санитарном судне она доставляла раненых из Сталинграда в Красноводск. Не раз ей приходилось вместе со своими однополчанами участвовать в боях с медицинской сумкой и с автоматом. Для черноморских морпехов песня «Катюша» была именно о ней. В 1944 году командование дважды представляло ее к званию Героя, но она получила геройскую звезду только в 1990 году.
Есть среди отважных фоторепортеров и наши владимирские земляки. Это, например, уроженец Лакинска — Михаил Михайлович Калашников (1906–1944). Свою трудовую деятельность начал в конце 1920-х годов, поступив учеником в типографию газеты «Правда». В 1930-х он становится профессиональным фотокорреспондентом. В историю военной фотожурналистики вошли его снимки во время разгрома фашистов под Москвой, наступательных боёв наших войск в последующие периоды войны. М. Калашников погиб
19 апреля 1944 года при штурме Сапун-горы под Севастополем. Второй журналист — Всеволод Николаевич Реган (1912–1945), родом из Владимира. В конце 1930-х годов он был фотокором армейской газеты «Боевое знамя» в Витебске. В начале мая 1945-го по заданию редакции В. Реган был отправлен в главный город нацистской Германии – запечатлеть Знамя Победы. 5 мая, возвращаясь из Берлина, он был смертельно ранен и похоронен во Франкфурте-на-Одере.
«Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счёте, глядит через него в историю…» — это слова Константина Симонова, который и сам прошел как военкор страшными дорогами войны. И спасибо им за этот честный взгляд…

251